Продолжаем разговор о том, что нужно сделать, чтобы посещение ребенком школы не отразилось негативно на его здоровье. В этой публикации мы поговорим о том, какие ошибки допускают родители, отправляя ребенка в школу, как следует наладить режим питания ребенка, что нужно, чтобы ребенок избежал в школе травм и удержался от пагубных привычек, читайте в следующей публикации.

Как морально подготовить ребенка к школе

Как подчеркивают эксперты, основная ответственность за сохранение и укрепление здоровья ребенка в этот период ложится на родителей. Необходимо установить дома понятные и разумные правила, отмечает директор Научно-практического центра психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой Департамента здравоохранения города Москвы Марина Бебчук.

«Если нет системы понятных и разумных правил дома, то в школе ребенку будет крайне сложно. Это касается самых обычных, повседневных вопросов: сколько экранного времени может быть у школьника, сколько времени он может уделить просмотру телевизионных передач, компьютерным играм, играм в телефоне и так далее. Эти правила должны быть в каждой семье, и они в каждой семье свои. И они могут быть сформулированы только общим решением на совете», – подчеркивает она.

«Совершенно точно стоит с ребенком поговорить о составе семьи. Потому что в школе, может быть, впервые ребенку придется ответить на вопрос: «А где твой папа?», «А почему ты не поход на своих родителей?» Он должен уметь отвечать на этот вопрос, потому что именно в этот момент любая семья, а следовательно, и ребенок сталкиваются по-настоящему с социумом. И те ответы, которые ребенок сможет этому социуму дать, будут влиять на то, как он будет себя чувствовать», – говорит Марина Бебчук.

Главные ошибки родителей:

  • слишком раннее начало школьной жизни;
  • избыточная интеллектуальная нагрузка;
  • завышенные требования и ожидания, не совпадающие с возможностями ребенка;
  • критика учителя и школьной системы в присутствии ребенка;
  • отсутствие четкого режима дня и рабочего места для выполнения уроков;
  • постоянное сравнение ребенка со сверстниками;
  • гиперопека и избыточное вмешательство взрослых в учебный процесс;
  • избыточное количество времени, которое ребенок проводит перед экраном телевизора, компьютера и других устройств (отсутствие разумных правил пользования электронными девайсами);
  • отсутствие сотрудничества и конструктивного диалога со школой в случае обнаружения тех или иных проблем;
  • позднее обращение специалистам, которые могли бы своевременно помочь выявить особенности ребенка, из-за которых возникают сложности в школе.

Доверительные отношения

Насколько комфортно ребенок будет чувствовать себя в школе, зависит во многом от родителей. Родители должны правильно построить свои взаимоотношения со школой – от классного руководителя до директора. Ребенок должен знать, что, что бы с ним ни происходило в школе, он может рассчитывать, что семья его все равно поддержит. Он должен знать, что все, что он скажет родителям, не будет обращено против него.

Например, если ребенка не приняли в классе, родители могут позвать одноклассников себе домой, испечь пирожки или зимой на улице построить снежную крепость, чтобы, когда ребята вернутся в школу в понедельник, она сказали: «Мы были у Пети в выходные, у него так классно». Остальные позавидуют и захотят с Петей дружить.

Родители должны внимательно слушать своего ребенка и взаимодействовать и с ним, и со школой, подчеркивает психиатр.

Питание школьника

Для сохранения здоровья в школьный период немаловажную роль играет питание. Правильное питание важно для гармоничного роста и развития ребенка, для его успешного обучения в школе, для устойчивости и сопротивляемости к неблагоприятным факторам окружающей среды и инфекциям.

«Повышенные умственные физические нагрузки приводит к увеличению расхода энергии, а соответственно, растет и потребность в питательных веществах. Если питание организовано неправильно, и ребенок испытывает недостаток питания в этот период, это может привести к серьезным функциональным нарушениям, так как детский организм еще развивается», – подчеркивает главный детский диетолог Департамента здравоохранения Москвы Татьяна Брежнева.

Получаемая в течение дня пища должна покрывать энерготраты учащегося и не превышать расход энергии. В организм должны поступать все необходимые питательные вещества. Питание должно быть регулярным, разнообразным, безопасным и вызывать положительные эмоции у ребенка. При этом важно соблюдать режим питания

Основные рекомендации родителям детей-первоклассников:

Необходимо формировать у детей навыки самостоятельного соблюдения основных правил гигиены питания: мытье рук, употребление вымытых овощей и фруктов, индивидуальных столовых приборов и т.д.

Рассказывать ребенку о пользе здоровой пищи, чтобы он умел отличать полезные продукты, которые необходимы ему каждый день: молоко, кефир, мясо, рыба, яйца, хлеб, овсяные хлопья, гречневая крупа, масло растительное, яблоко, морковь соки.

Мясо и рыбу лучше использовать в первой половине дня, так как богатая белком пища медленнее переваривается и возбуждающе действует на нервную систему.

Первый завтрак (каша, омлет и т.д.) школьник должен принимать дома.

Ежедневно в рацион школьника обязательно должно быть включено растительное масло (подсолнечное, кукурузное, оливковое) в количестве 15-20 г (3-4 ч. ложки).

Оптимально 5-6 приемов пищи в сутки через 3,5-4 часа. Более частые приемы приводят к снижению аппетита, редкие – к большим объемам пищи и растяжению желудка.

За 1 час до сна в качестве второго ужина детям дают стакан кисломолочного напитка.

Белки, жиры, углеводы усваиваются организмом наилучшим образом, если их соотношение в пищевом рационе 1:1:4.

Чего не должны разрешать родители:

  • пить воду (напиток) при приеме пищи, так как это понижает аппетит и замедляет пищеварение;
  • давать ребенку 3 раза в день мясные блюда, злоупотреблять сосисками, колбасами и подобными продуктами, так как избыток белка оказывает на организм неблагоприятное влияние;
  • питание фастфудом, употребление высокожировых рафинированных продуктов, газированных напитков, лапши быстрого приготовления приводит к стремительному росту числа детей с избыточной массой тела и ожирением;
  • демонстрировать пример плохого пищевого поведения родителями;
  • беспорядочное употребление детьми сладостей, питье и еда между завтраком, обедом и ужином;
  • отвлечение ребенка во время еды на посторонние игры, разговоры, телевизионные передачи, компьютер.

Следует ограничить в питании детей:

  • тугоплавкие жиры (бараний, гусиный, утиный, свиной),
  • жгучие специи (острый перец, хрен, горчица) и приправы (острые соусы, майонез),
  • кофе натуральный,
  • сырокопченые мясные гастрономические изделий и колбасы,
  • садкие газированные напитки,
  • пищевые концентраты на основе искусственных ароматизаторов,
  • подсластители.

Как защититься от травм в школе

Школа является местом повышенной травматической опасности. Как правило, травмы получаются случайно, однако от этого ничуть не легче. «С началом учебного года мы ожидаем увеличение числа обращений и вызовов бригад скорой помощи детям. Поэтому мы вводим дополнительные бригады для оказания помощи в учебных учреждениях», – отмечает старший врач-педиатр станции скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова Андрей Ольшевский.

По подсчетам экстренных служб, на первом месте по опасности стоят подвижные игры на уроке физкультуры. «Самым травмоопасным снарядом в школе является баскетбольный мяч, – подчеркивает Андрей Ольшевский. – Волейбольный и футбольный мячи более легкие и приводят в основном к ушибам, но попадание баскетбольного мяча по голове может закончиться сотрясением головного мозга, госпитализацией и дальнейшим лечением».

Причины самых распространенных травм в школе:

  • удар мячом по голове,
  • «шуточные» потасовки,
  • удар по пальцам канцелярскими товарами,
  • различные ссадины рук,
  • падения на лестнице.

Предупреждение аддиктивного поведения

Как правило, именно в школе происходит первое знакомство детей с табаком. Сейчас потребление табака меняет форму, появляются электронные средства доставки никотина. Но и вейпы несут в себе вред, тем более для ребенка.

«Для всех специалистов, которые занимаются этой проблемой, нет никаких сомнений, что табак – это продукт, который убивает своего потребителя по прямому назначению, и при этом, к сожалению, продается в продовольственных магазинах», – отмечает заведующий Центра профилактики и лечения табачной и нехимических зависимостей Московского научно-практического центра наркологии Департамента здравоохранения Москвы Валерий Лыков.

Чем опасны вейпы

Использование электронных испарителей приводит быстрому формированию никотиновой зависимости. Из-за раздражающего действия веществ, входящих в состав пара, развиваются заболевания бронхолегочной системы. Из-за действия никотина и ослабляющих здоровье добавок происходит замедление интеллектуального развития подростка.

Потребители таких устройств подвергают себя риску развития онкологических заболеваний, провокаторами которых становятся содержащиеся в паре формальдегид, нитрозамины и другие вещества. Повышается также риск развития сердечно-сосудистых заболеваний, которые приводят к преждевременным смертям из-за специфического действия никотина на сердце.

Опасность может представлять также само устройство, поскольку вейпы могут взрываться.

Не стоит забывать, что высок риск употребления через вейпы других наркотиков, что очень трудно проконтролировать. Распространение их сейчас сдерживает лишь высокая стоимость жидкостей, содержащих марихуану и ее синтетические аналоги.

К наиболее заметным последствиям для здоровья, связанным с бездымным табаком, помимо никотиновой зависимости относятся: различные формы рака ротовой полости, неприятный запах изо рта, изменение цвета зубов и пломб, разрушение зубов в результате кариеса, атрофия десен, лейкоплазия.

Советы родителям

Самим избавиться от вредных привычек.

Установить и поддерживать доверительные отношения с детьми, особенно в переходном возрасте.

Когда ребенок рассказывает о пробах курения сверстников или о своем опыте, избегать резких эмоциональных (агрессивных) реакций, так как это приведет к тому, что он «закроется».

Нужно набраться терпения и провести с ним разъяснительную беседу о последствиях употребления табака. В случае неэффективности – привести на консультацию специалиста-нарколога.

Поддерживайте тесную связь с классным руководителей, принимая участие в формировании атмосферы нетерпимости к любого рода проявлениям аддиктивного поведения внутри класса и школы.

Необходимо, чтобы подросток был вовлечен в полезную деятельность и занятия физкультурой и спортом. У успешного – не обязательно только в учебе – и занятого подростка значительно меньше риск пристраститься к употреблению никотин-содержащих веществ.

Главные ошибки родителей:

  • невнимание и равнодушие к жизни своих детей (эта проблема возникает в первую очередь в неблагополучных семьях);
  • гиперопека и вседозволенность, приводящая к тому, что формируется инфантильность, эгоцентризм с одной стороны, и повышенная внушаемость и ведомость – с другой (такие дети легко попадают под влияние, не могут отказать распространителям ПАВ в подростковой среде);
  • спокойное отношение к проблеме курения детьми, вплоть до выделения денег на сигареты;
  • курение и злоупотребление алкоголем родителями.
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter