В каких направлениях после получения диплома ВУЗа может двигаться провизор, мы начали рассказывать в нашей недавней статье. О других возможных траекториях образования, проблемах и вопросах, которые остаются нерешенными, вы узнаете из этой публикации.

Следующий, седьмой вариант построения индивидуальной образовательной траектории относится к выпускникам специалитета «Фармация» 2017 и 2018 гг, на которых распространяется ординатура.

Обучение провизоров в ординатуре проводится в соответствии с утвержденными приказами Минобрнауки России ФГОСами по трем специальностям:

Приказ от 27.08.2014 № 1143 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 33.08.02 Управление и экономика фармации (уровень подготовки кадров высшей квалификации)»;

Приказ от 27.08.2014 № 1144 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 33.08.03 Фармацевтическая химия и фармакогнозия (уровень подготовки кадров высшей квалификации)»;

Приказ от 27.08.2014 № 1142 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 33.08.01 Фармацевтическая технология (уровень подготовки кадров высшей квалификации)».

Ординатура двухлетняя, после ее завершения в 2019 году предусмотрена первичная специализированная аккредитация. Пройдя ординатуру, специалист вступает в систему непрерывного медицинского и фармацевтического образования (НМФО).

Однако обучение в ординатуре на данный момент вызывает немало вопросов. Все три ФГОСа по ординатуре не соответствуют профессиональным стандартам. Кроме того, они совпадают друг с другом на 95%. Очевидно, что ФГОСы нужно привести в соответствие с профессиональными стандартами, и это большая работа, подчеркивает профессор кафедры управления и экономики фармации РУДН Ирина Косова.

Ненужный ФГОС?

Специалист, закончивший ВУЗ и пройдя первичную аккредитацию, сразу получает право работать в должности провизора-технолога. То есть для него сертификат по специальности «Фармацевтическая технология» становится абсолютно неактуальным. Сейчас сертификат, разрешающий работать первостольником, носит совершенно другой содержательный смысл. Провизор-технолог — это не первостольник. И если мы оставляем ординатуру по этой специальности, меняется ее содержательная часть. ФГОСы по специальностям должны различаться на 70%.

Портал НМФО

Немало вопросов связано с регистрацией на портале НМФО, содержанием и качеством образовательных программ. По статистике, которая ведется Минздравом на портале edurosminzdrav.ru, далеко не все выпускники 2016 и 2017 гг вступили в систему НМФО и зарегистрировались на этом портале.

На сайте НМФО предложено множество образовательных мероприятий, и далеко не все из них отвечают требованиям профессионального стандарта. Хотя все курсы должны быть аккредитованы, экспертов, которые занимаются такой аккредитацией, очень ограниченное количество. Но обучаться по программе, не прошедшей аккредитацию, теряет смысл, ведь за это не будут начислены кредиты. Хотя, конечно же, учеба нужна не для получения кредитов, а для того, чтобы узнать нечто ценное и полезное.

Очень мало образовательных программ, за которые начисляются баллы по специальности «Фармация», по специальности, получаемой после первичной аккредитации. Большинство программ, которые предлагают ВУЗы, это программы по трем специальностям после специализированной аккредитации провизора (управление и экономика фармации, фармацевтическая технология, фармацевтическая химия и фармакогнозия).

Останется ли ординатура двухлетней?

В последнее время много говорят о введении этапной или уровневой ординатуры. Но здесь тоже возникает очень много вопросов. Чем будет заканчиваться каждый уровень и каждый этап? Нужно ли будет лицензировать ординатуру на каждом этапе, или лицензировать сразу на оба этапа. Есть ВУЗы, материально-техническая база которых недостаточна для обеспечения образования на втором уровне. Можно ли в таком случае получить лицензию только для первого этапа ординатуры?

До сих пор нет оценочных средств для проведения специализированной аккредитации, которая должна стартовать уже со следующего, 2019 года. Тем более, нет оценочных средств для периодической аккредитации, которая должна начаться в 2021 году. За оставшееся время нужно хорошо продумать, что будет лежать в основе оценочных средств периодической аккредитации. Без сомнения, она не должна быть аналогичной той, которая предусмотрена для выпускников ВУЗов.

Что делать?

По мнению Ирины Косовой, все перечисленные проблемы требуют нормативно-правового регулирования.

Необходимо внести изменения в положение об аккредитации, чтобы предусмотреть аккредитацию для тех лиц, которые вовремя ее не прошли.

Нужно пересмотреть приказ Минздрава № 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием», который предъявляет квалификационные требования к специалистам.

Также нужно подвергнуть пересмотру приказ Минздравсоцразвития № 541,
«Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», который устаревает с каждым новым профессиональным стандартом.

Наконец, необходимо менять Положение о лицензировании фармацевтической деятельности, в котором предусмотрен допуск к профессии только на основе сертификата, хотя с реформой фармобразования вводится свидетельство об аккредитации.

Успешно решить все эти задачи можно только общими усилиями, уверена эксперт.

 

Аккредитация провизоров? Возможны варианты ... (часть 2)

 

В каких направлениях после получения диплома ВУЗа может двигаться провизор, мы начали рассказывать в нашей недавней статье https://lekoboz.ru/professiya-farmatsevt/career/akkreditatsiya-farmatsevtov-vozmozhny-varianty. О других возможных траекториях образования, проблемах и вопросах, которые остаются нерешенными, вы узнаете из этой публикации. 

  

Следующий, седьмой вариант построения индивидуальной образовательной траектории относится к выпускникам специалитета «Фармация» 2017 и 2018 гг, на которых распространяется ординатура.

 

Обучение провизоров в ординатуре проводится в соответствии с утвержденными приказами Минобрнауки России ФГОСами по трем специальностям:

 

Приказ от 27.08.2014 № 1143 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 33.08.02 Управление и экономика фармации (уровень подготовки кадров высшей квалификации)»;

 

Приказ от 27.08.2014 № 1144 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 33.08.03 Фармацевтическая химия и фармакогнозия (уровень подготовки кадров высшей квалификации)»;

 

Приказ от 27.08.2014 № 1142 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 33.08.01 Фармацевтическая технология (уровень подготовки кадров высшей квалификации)».

 

Ординатура двухлетняя, после ее завершения в 2019 году предусмотрена первичная специализированная аккредитация. Пройдя ординатуру, специалист вступает в систему непрерывного медицинского и фармацевтического образования (НМФО).

 

Однако обучение в ординатуре на данный момент вызывает немало вопросов. Все три ФГОСа по ординатуре не соответствуют профессиональным стандартам. Кроме того, они совпадают друг с другом на 95%. Очевидно, что ФГОСы нужно привести в соответствие с профессиональными стандартами, и это большая работа, подчеркивает профессор кафедры управления и экономики фармации РУДН Ирина Косова.

 

Ненужный ФГОС?

 

Специалист, закончивший ВУЗ и пройдя первичную аккредитацию, сразу получает право работать в должности провизора-технолога. То есть для него сертификат по специальности «Фармацевтическая технология» становится абсолютно неактуальным. Сейчас сертификат, разрешающий работать первостольником, носит совершенно другой содержательный смысл. Провизор-технолог — это не первостольник. И если мы оставляем ординатуру по этой специальности, меняется ее содержательная часть. ФГОСы по специальностям должны различаться на 70%.

 

Портал НМФО

 

Немало вопросов связано с регистрацией на портале НМФО, содержанием и качеством образовательных программ. По статистике, которая ведется Минздравом на портале edurosminzdrav.ru, далеко не все выпускники 2016 и 2017 гг вступили в систему НМФО и зарегистрировались на этом портале.

 

На сайте НМФО предложено множество образовательных мероприятий, и далеко не все из них отвечают требованиям профессионального стандарта. Хотя все курсы должны быть аккредитованы, экспертов, которые занимаются такой аккредитацией, очень ограниченное количество. Но обучаться по программе, не прошедшей аккредитацию, теряет смысл, ведь за это не будут начислены кредиты. Хотя, конечно же, учеба нужна не для получения кредитов, а для того, чтобы узнать нечто ценное и полезное.

 

Очень мало образовательных программ, за которые начисляются баллы по специальности «Фармация», по специальности, получаемой после первичной аккредитации. Большинство программ, которые предлагают ВУЗы, это программы по трем специальностям после специализированной аккредитации провизора (управление и экономика фармации, фармацевтическая технология, фармацевтическая химия и фармакогнозия).

 

Останется ли ординатура двухлетней?

 

В последнее время много говорят о введении этапной или уровневой ординатуры. Но здесь тоже возникает очень много вопросов.  Чем будет заканчиваться каждый уровень и каждый этап? Нужно ли будет лицензировать ординатуру на каждом этапе, или лицензировать сразу на оба этапа. Есть ВУЗы, материально-техническая база которых недостаточна для обеспечения образования на втором уровне. Можно ли в таком случае получить лицензию только для первого этапа ординатуры?

 

До сих пор нет оценочных средств для проведения специализированной аккредитации, которая должна стартовать уже со следующего, 2019 года. Тем более, нет оценочных средств для периодической аккредитации, которая должна начаться в 2021 году. За оставшееся время нужно хорошо продумать, что будет лежать в основе оценочных средств периодической аккредитации. Без сомнения, она не должна быть аналогичной той, которая предусмотрена для выпускников ВУЗов.

 

Что делать?

 

По мнению Ирины Косовой, все перечисленные проблемы требуют нормативно-правового регулирования.

 

Необходимо внести изменения в положение об аккредитации, чтобы предусмотреть аккредитацию для тех лиц, которые вовремя ее не прошли.

 

Нужно пересмотреть приказ Минздрава № 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием», который предъявляет квалификационные требования к специалистам.

 

Также нужно подвергнуть пересмотру приказ Минздравсоцразвития № 541,

«Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», который устаревает с каждым новым профессиональным стандартом.

 

Наконец, необходимо менять Положение о лицензировании фармацевтической деятельности, в котором предусмотрен допуск к профессии только на основе сертификата, хотя с реформой фармобразования вводится свидетельство об аккредитации.

 

Успешно решить все эти задачи можно только общими усилиями, уверена эксперт.

 

Оксана Орехова

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter