Освоив программу ВУЗа по специальности «Фармация» и получив на руки желанный диплом, молодые специалисты по-разному строят свою профессиональную жизнь. И если работа связана с фармацевтической деятельностью, то вопрос непрерывного медицинского и фармацевтического образования не будет терять актуальности на протяжении всего времени нахождения в профессии.

Какие варианты получения допуска к фармацевтической деятельности есть у провизора?

Несмотря на то, что понятие «непрерывное фармацевтическое образование» на слуху уже давно, законодательно закреплено оно было только в ноябре 2017 года, когда появился приказ Минздрава РФ от 21 ноября 2017 года «Концепция развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в РФ на период до 2021 года».

Непрерывность, согласно этой концепции, обеспечивается персонализацией образования. У специалиста имеется возможность выбора образовательной траектории, а также возможность использования самых современных методов и методик обучения.

Полученное выпускником ВУЗа или СУЗа образование не является окончательным, свой профессиональный уровень он должен повышать всю жизнь. Причем делать это можно как формально, посещая соответствующие образовательные программы, так и неформально, проходя обучение в профессиональных некоммерческих организациях, а также осуществляя индивидуальную познавательную деятельность в рамках самообразования.

Стоит отдельно отметить, что существует несколько альтернативных вариантов непрерывного образования. У специалиста есть право выбора тренингов, конференций, вебинаров и прочих мероприятий, за которые начисляются баллы.

Освоив программу специалитета и пройдя первичную аккредитацию, молодой специалист получает допуск к профессиональной деятельности на 5 лет. За это время ему нужно набрать 250 баллов в системе НМФО для продолжения своей профессиональной деятельности.

При этом до сих пор имеются значительные пробелы в законодательстве – существующие сегодня нормативно-правовые акты регулируют только отдельные аспекты и не учитывают все возможные варианты профессиональной карьеры.

Какие же варианты построения индивидуальной образовательной траектории есть у фармацевтов, окончивших вуз в 2016-2017 году?

Вариант 1

Выпускники 2016 года, пройдя первичную аккредитацию, имели уникальную возможность поступить в интернатуру. 2016 год был последним годом, когда существовала интернатура в медицинском и фармацевтическом образовании. Пройдя годичную интернатуру по одной из трёх специальностей («управление и экономика фармации», «фармацевтическая технология», «фармацевтическая химия и фармакогнозия»), выпускники имели возможность занять должность провизора-аналитика или провизора технолога, или через три года – должность директора аптеки или фармацевтической организации.

Предполагается, что сразу после окончания интернатуры специалист вступает в систему НМО по полученной профессии, работает в одной из должностей, согласно полученной специальности, а через пять лет проходит периодическую аккредитацию и так на протяжении своей жизни.

Вариант 2

Выпускник 2016 года не пошёл в интернатуру. В этом случае он работает, пройдя первичную аккредитацию, которая даёт допуск к фармацевтической деятельности и право занимать должность провизора или провизора-технолога. Вступив в систему НМО, он проходит через 5 лет периодическую аккредитацию и продолжает работать на тех же должностях провизора или провизора-технолога.

Вариант 3

Если два первых варианта были актуальны для выпускника 2016 года, то третий вариант построения образовательной траектории рассчитан на выпускников 2017 года и последующих лет.

Молодой специалист проходит первичную аккредитацию. В интернатуру (выпускник 2016 года) или в ординатуру (выпускник 2017 года и позже) не идёт, а работает в должности провизора или провизора-технолога, как предлагает профессиональный стандарт, и вступает в систему НМФО. Спустя какое-то время специалист начинает стремиться к карьерному росту, хочет стать директором аптеки. Каким путем он может это сделать? Возможна ли для него ординатура? Должен ли он иметь определенный стаж, чтобы пойти в ординатуру? Либо он наряду с выпускниками текущего года может претендовать на место в ординатуре? Эти вопросы законодательством пока не урегулированы.

Если он попадает в ординатуру, то получает специализацию и далее один раз в пять лет проходит периодическую специализированную аккредитацию.

Вариант 4

Выпускник 2017 года получает первичную аккредитацию, работает по специальности и в ординатуру не идет. Возникает вопрос, может ли он получить искомую специальность через профессиональную переподготовку? В этом случае ординатура ничем не отличается от профессиональной переподготовки. Если регуляторные органы уравняют ординатуру и профессиональную переподготовку, то, отработав определённое количество лет, выпускник, минуя ординатуру, получит специализацию, пройдя профессиональную переподготовку.

Здесь также возникает много вопросов, и основной из них: будет ли зависеть количество часов переподготовки от стажа работы? Сейчас годичная ординатура предполагает более двух тысяч часов обучения. Если стаж работы специалиста 3 года, достаточно ли будет для переподготовки 1000 часов обучения? А если стаж работы специалиста 5 лет, достаточно ли будет для переподготовки 500 часов?

Пока же профессиональная переподготовка, согласно Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», рассматривается как форма повышения квалификации, и нужна для того, чтобы получить новую компетенцию и приобрести возможность работать в новой области профессиональной деятельности. Приказ Минздрава № 66н о совершенствовании медицинской и фармацевтической подготовки кадров сейчас предусматривает профессиональную переподготовку для лиц, которые имеют стаж от 5 до 10 лет.

Вариант 5

Выпускник проходит первичную аккредитацию и не работает фармацевтическим специалистом. Таких случаев достаточно много (представитель фармкомпании, регистрация лекарственных средств). Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323-ФЗ говорит о том, что медицинский и фармацевтический работник, имеющий перерыв более 5 лет, также получает возможность пройти профессиональную переподготовку. Значит, у выпускника, который не работал по профессии, такая возможность есть.

Периодическую специализированную аккредитацию он проходит по полученной специальности, вопрос в том, кто будет проводить эту повторную аккредитацию: ВУЗ, который проводит сейчас первичную аккредитацию, либо это будет делегировано профессиональным организациям, либо это будет федеральный центр аккредитации Сеченовского университета? Важный вопрос – чем будет определяться программа переподготовки в этом случае: профессиональным стандартом или ФГОСом? Можно ли уложить профессиональную переподготовку в систему НМО, либо она останется в рамках стандартного повышения квалификации (дополнительных образовательных программ)?

Вариант 6

Выпускник 2016 или 2017 года не проходил первичную аккредитацию и работал в должности, которая не требует документа о её прохождении. Особенно часто это встречалось в случае заочного обучения. Но через какое-то время специалист захотел пойти работать в аптеку. Для этого нужно получить допуск к фармацевтической деятельности: свидетельство об аккредитации, сертификат. Может ли он пройти первичную аккредитацию в этом случае? Должен ли он дополнительно учиться? Как, где и чему, если он пять лет не работал по профессии?

Как подчеркивает профессор кафедры управления и экономики фармации РУДН Ирина Косова, поставленные вопросы абсолютно не отражены в нормативных документах: ни в положении, ни в концепции об аккредитации.

Существует еще один вариант построения индивидуальной образовательной траектории, актуальный для выпускников 2017 и 2018 года, о котором мы расскажем в следующей статье.

 

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter