С началом похолодания и наступлением сезона простуд особенно важной становится профилактика заболеваемости ОРВИ и гриппом в детских коллективах. Кроме того, дети проводят всё меньше времени на свежем воздухе и всё больше – с гаджетами. Что можно сделать для укрепления детского здоровья в стенах учебных заведений и дома, рассказывают эксперты.

 

Школьная медицина по-новому

Подсчитано, что в России в настоящее время 30 млн детей, и почти 55% из них – школьники. Такие данные привела во время круглого стола, посвящённого укреплению здоровья школьников и прошедшего в издательском доме «Аргументы и Факты», заведующая отделением охраны здоровья матери и ребенка, главный специалист ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» МЗ РФ Татьяна Соколовская. Дети проводят в школе большую часть своего времени – до 70%. Поэтому здоровьесберегающая среда очень важна, и для её создания в образовательных учреждениях необходима межведомственная координация, как со стороны Министерства здравоохранения, так и Министерства просвещения, подчеркнула она.

Соответствующий проект «Школьная медицина» проводился в нескольких пилотных регионах - Тамбовской, Смоленской и Ростовской областях, республике Саха (Якутии), Ямало-Ненецком автономном округе. Его основная цель – создание здоровьесберегающей среды в школе, подключение преподавателей, учеников и родителей к оказанию первой медицинской помощи и выявлению симптомов, требующих внимания со стороны медработников.

С сентября 2020 года в школах будет внедрён учебник по здоровью, рассчитанный на разные возрастные группы. В нём учащимся расскажут, как придерживаться ЗОЖ, о неприятии вредных привычек, о правилах сохранения здоровья. Если для детей младшего возраста основной акцент в нём делается на соблюдении гигиены, то более старших он научит измерению давления и пульса, а тех, кто скоро окончит школу, – оказанию первой непрофессиональной помощи.

Помоги себе сам

Сегодня медицинскую помощь школьникам оказывает служба скорой помощи. Врачи и медсёстры посещают учебные заведение по графику, часто перемещаясь между несколькими корпусами и детскими садами, которые теперь также относятся к школам. Также есть алгоритмы действий и курсы доврачебной помощи для учителей. По мере того как привычные медпункты в школах с постоянными врачами уходят в прошлое, основной акцент делается на профилактику заболеваний и воспитание стремления к здоровому образу жизни у подрастающего поколения. Родители тоже не должны оставаться в стороне – без их контроля и поддержки формируемые здоровые привычки останутся лишь теорией. Более того, они уже должны быть сформированы до того, как ребёнок переступит порог школы, – в этом мнении солидарны все эксперты.  

Начальник санитарного надзора по гигиене детей и подростков Роспотребнадзора Галина Яновская: «Правила осанки и гигиены зрения должны быть заложены еще дома и в детском саду. И сколько бы мы не закладывали нормы, они должны соблюдаться, прежде всего, дома. Если ребёнок делает уроки в тёмном углу и сидит по полночи за компьютером, улучшения здоровья не будет».

Как сидим и что едим

Одной из типичных для школы патологий является нарушение осанки, поэтому очень важно следить, чтобы ученики привыкали работать правильно. По мнению директора Новосибирского НИИ гигиены Роспотребнадзора Ирины Новиковой, от совместных усилий педагога и родителей зависит, получит ребенок или нет нарушение осанки. И предрасположенность здесь не имеет решающего значения. Разумеется, классы должны комплектоваться хорошей мебелью, соответствующей росту, но за посадкой следит именно учитель.

Ещё одной огромной проблемой стала утрата физиологической потребности двигаться, очень важной для правильной работы иммунитета. Дети перестали бегать на переменах, (особенно если у них с собой есть гаджеты), и стали намного меньше гулять. Исследование двигательной активности детей, проведённое в Омске, показало, что в сентябре гиподинамию испытывали 62% детей. В мае ситуация становится еще хуже. Без содействия взрослых и педагогов решить такую проблему не удастся. Но при этом, работая только с родителями, без привлечения каких-либо финансов, объясняя какими видами активности должен заниматься ребёнок, взяв за основу хотя бы профилактические рекомендации для советских или современных российских школ, к окончанию учебного года эту цифру удалось снизить до 12%, сообщила эксперт. Главное – готовность педагогов и заинтересованность родителей.

Сегодня многие проблемы связаны с формированием патологических стереотипов поведения в детском возрасте. К примеру, в вопросах питания дети повторяют пищевые привычки родителей. По словам Ирины Новиковой, в результате соцопроса обнаружились следующие главные проблемы: избыточный ужин, после которого формируется нездоровая привычка не есть завтрак, привычка досаливать пищу и употребление избыточного количества сахара. Контраст между домашним и соответствующим нормативам школьным питанием оказывается слишком резким, и дети отказываются от «пресных», по их мнению, блюд. К тому же, такие привычки становятся основой для развития различных заболеваний.

Для того чтобы реализовать формируемый в школе большой потенциал здоровья, необходим каждодневный труд. Его показатели не видны по началу, но можно внести соревновательный элемент, чтобы быстрее добиться положительных результатов, заключила эксперт.

Здоровье важнее контрольной

Эксперты в один голос призывают родителей не приводить в школу ребёнка с признаками ОРВИ, в соответствии с нормами по недопущению больных детей в коллектив. Это заболевание – основная причина отсутствия учеников в школе. Нужна работа с родителями, как для того, чтобы они научили ребёнка заботиться о себе, так и для предотвращения усугубления болезни и её распространения среди одноклассников.

А заведующий кафедрой клинической иммунологии и аллергологии Высшей Медицинской школы, доктор медицинских наук, соведущий программы «Жить здорово» и «Здоровье» на Первом канале, главный педиатр ДГКБ № 9 им.Г.Н. Сперанского профессор Андрей Продеус напомнил об опасности частых простудных заболеваний, особенно для младших школьников. Они могут привести к бронхообструктивному синдрому и вероятности проявлений бронхиальной астмы, а также хроническому гаймориту от отитов и ринитов. «Такие дети будут хуже слышать, хуже думать. Заложенный нос больше всего влияет на концентрацию и умение запоминать – в недостаточной степени используется мозг, ограниченный в получении кислорода, человек отвлекается. Эффективность присутствия такого ребёнка в школе падает в разы», – предупреждает врач. Избежать этого поможет профилактика: доказано, что после 1-2 дней интенсивного лечения дома дети быстрее восстанавливаются. Пропущенная контрольная работа в этом случае не идёт ни в какое сравнение с последствиями от осложнений.

Профилактика по всем правилам

Андрей Продеус также напомнил об основах грамотной профилактики заболеваний. Прежде всего, это прививки от опасных и распространённых инфекций, к которым относится и грипп. Чтобы минимизировать вероятность нежелательных последствий вакцинации, нужно соблюдать три простых правила:

  • прививку должен делать грамотный специалист,
  • у ребёнка не должно быть противопоказаний по состоянию здоровья, и
  • прививочный материал должен быть качественным.

Тогда получится ожидаемый и нужный эффект.

Многие родители отказываются вакцинировать детей от гриппа, уповая на различные БАДы и сиропы. Но в отличие от вакцинации, их результативность не доказана. Для профилактики гриппа и ОРВИ широко применяются и различные иммуномодуляторы. «Сегодня в России зарегистрировано больше 480 таких препаратов, а 90% из них не имеют доказательной базы и обоснований использования. Но реклама делает свое дело, люди покупают их. В этом отношении врачи и профессиональное сообщество должны уметь правильно донести и предоставить людям информацию», – говорит врач.

Также нельзя впадать в крайности с антибиотиками: как полный отказ от них, так и использование по каждому незначительному поводу неправильны.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter