История Древнего Египта окружена романтическим ореолом тайны. Есть множество гипотез о секретах, которыми якобы владели египтяне, и которые потом позабылись в многочисленных войнах, в том числе и в области медицины. Гипотезы гипотезами, но достоверно известно, что врачеватели доантичной эпохи знали лечебные свойства многих растений, достигли значительных успехов в хирургии и стоматологии.


Древний Египет — старейшая из более-менее изученных историками цивилизаций. Основным источником знаний о ней являются папирусы. Этому растению, ныне почти исчезнувшему, а 5 тысяч лет назад в изобилии произраставшему в дельте Нила, древнеегипетская цивилизация обязана своей известностью. После специальной обработки из него получали листы, похожие на современную бумагу, которые потом полировали и склеивали в длинные ленты. Ленты сворачивали в свитки.

Папирусы использовали так же, как мы сегодня используем бумагу — в них что-то заворачивали, ими что-то заклеивали, но главное — на них писали. И, что самое важное, в отличие от бумаги папирусы хранили знания в течение тысячелетий. В том числе и знания из области медицины.

До нашего времени «дотянули» около десяти папирусных свитков с текстами, посвященными различным недугам и способам их лечения. Самые известные из них — папирус Эберса и папирус Смита.

Папирус Эберса — терапия и фармакология

Так называют 20,5 –метровый свиток, найденный в 1872 году в Фивах. На склеенных нильским илом 108 листах папируса врачеватели в XVI веке до нашей эры написали «Книгу приготовления лекарств для всех частей тела». Рецептов изготовления и применения лекарств действительно немало — больше 900. С их помощью рекомендовалось лечить заболевания пищеварительной системы, органов дыхания, а также уши и глаза, зубы и десны, различные раны и опухоли.

Ингридиентами лекарственных препаратов выступали в первую очередь различные растения: лук, алое, мак, папирус (опять папирус!), виноград, финики. Далее — минеральные вещества: глина, сода, сурьма, селитра, алебастр. Целебными считались и некоторые продукты, как обыденные с нашей точки зрения — молоко и мед, так и экзотические — жир змеи, крокодила, газели, бегемота.

Вот пример «лекарства от слепоты» из папируса Эберса: «Взять слезы свиньи (количество не указано), одну долю сурьмы, одну долю окиси свинца, одну долю дикого меда, все смешать, высушить и растереть в порошок. Порошок всыпать в ухо больного, после чего он выздоровеет тотчас».

Любопытно, что древнеегипетские врачи делали ставку на целительное действие слез, в которых, по уверениям современных ученых, действительно содержится ряд весьма полезных биологически активных компонентов. Еще один пример из этого же ряда — рекомендация использовать при лечении гноящихся ран хлебную или древесную плесень. Не пенициллин, конечно, но...

Подробные рекомендации учитывали и сезонность применения снадобий, и индивидуальные особенности, в том числе возраст пациентов. Так в описаниях некоторых «препаратов» стоит пометка «лечить этим средством только зимой». А по поводу мочегонного зелья сказано, что для взрослых в этом качестве лучше использовать порошок из зеленых фиг, детям же советуют припарки из папируса, пропитанного маслом.

Но папирус Эберса — это не только лекарственный справочник. В нем говорится и о причинах болезней: испорченная пища, укусы насекомых, влияние температуры — перегревание и переохлаждение. Подробно описаны методы обследования больного: как проводить осмотр, ощупывать, выслушивать.

Методы применения лечебный смесей также разнообразны. Вот описание ингаляции по-древнеегипетски: «Камень накалить на огне. Положить на него немного снадобья и заключить камень в сосуд с пробитым дном. Затем вставить тростинку в верхнее отверстие сосуда и дать больному подышать этим паром. После этого накормить больного чем-нибудь жирным, лучше всего маслом».

Папирус Смита — хирургия

Этот «учебник по хирургии» короче папируса Эберта — в нем всего 4,7 метра. Назван он в честь американского ученого, купившего его в 1862 году в Луксоре у местного продавца древностей. Папирус предположительно датируется XVI веком до нашей эры. Но некоторые исследователи утверждают, что он еще более древний — первые записи относятся к периоду 3000–2500 годов до нашей эры. Одним из авторов считается Имхотеп — сановник высокого ранга при фараоне из династии Джосера. После смерти Имхотепа стали почитать в качестве бога врачевания.

Папирус Смита содержит известные египтянам сведения об анатомии и физиологии человеческого тела, в частности первое в истории описание мозга. Мало того: в папирусе четко говорится, что общий паралич с потерей речи — следствие травматического повреждения головного мозга.

Но все же хирургия по-древнеегипетски — это, в первую очередь, травматология и ортопедия. Имхотеп приводит 48 видов травматических повреждений черепа, мозга, грудной клетки, различных отделов позвоночника, конечностей. Много места отведено описанию ран, полученных в сражениях.

Хирурги той эпохи пользовались разнообразными инструментами: ножами, ланцетами, пинцетами. К свежим ранам прикладывали сырое мясо, а затем сшивали их края иглами и нитками из кишок животных. Практиковалось обрезание, для чего применялись специальные каменные ножи.

В папирусе упоминаются операции, которые и сегодня считаются сложными: ампутация конечностей, трепанация черепа, операции на позвоночнике. Некоторые историки на основании исследований древнеегипетских мумий утверждают, что хирургам той эпохи были по плечу даже пересадка органов и шунтирование сердца.

Разумеется, такие операции было невозможно производить без использования наркоза, хотя бы примитивного. В качестве средств, уменьшающих боль, применяли вытяжки мандрагоры, беладонны, опия. Использовали также алкоголь и метод оглушения путем сдавливания сосудов шеи.

Греческие авторы Плиний и Диоскорид сообщали и такой рецепт наркоза, который применяли египетские жрецы-врачи: «каирский мрамор или мемфийский камень, растертый в порошок и смешанный с уксусом». Поскольку неизвестны свойства исходных материалов, судить об эффективности этого средства современники не могут. Но как знать...

Когда медицина бессильна

Одним из главных персонажей египетского пантеона богов является Тот — бог мудрости и знаний и его жена Изида. Супруги обучили людей магии, медицине, священным заклинаниям, изготовлению лекарств из трав и минералов. Лекарям и их пациентам покровительствовали и другие боги. Среди них – богиня Сохмет с львиной головой, а также уже упоминавшийся нами Имхотеп, ставший богом после смерти.

Представление об искусстве врачевания как о даре богов стало причиной того, что медицинские школы создавались при храмах, а врачеватели по совместительству были еще и жрецами (а жрецы — врачевателями). Египтяне верили, что священные папирусы, рассказывающие о секретах врачевания, падали с неба или передавались богами непосредственно жрецам.

Особо ценилась подготовка в храмовых школах Гелиополиса, Саиса, Мемфиса и Фив. Каждый врач принадлежал к определенной касте жрецов. Нуждающиеся в исцелении обращались не непосредственно к врачу, а в храм, где им рекомендовали жреца-целителя. Плату за лечение также относили в храм.

Отсюда естественно вытекает мысль, изложенная в папирусе Эберса: есть болезни естественные, то есть вызванные понятными и земными причинами, и сверхъестественные — например, проникновение злого духа умершего человека в тело живого.

Понятно, что для изгнания таких непрошенных жильцов одних лекарств мало, хотя применялись и они. Но использование особых смесей, состоявших, как и обычные лекарства, из растений и выделений животных, обязательно сопровождали заклинаниями: “О мертвый! О покойник, скрывшийся в этой плоти. Смотри! Я приготовил лекарство, против тебя. Спрятавшийся — удались! Скрывшийся — выходи!”

Часто процесс лечения включал изготовление и применение куклы из глины или воска. Важную роль играли магические рисунки и числа, а также специальные молитвы и жертвы. Широко применялись амулеты. В качестве крайнего средства больному разрешали провести ночь в храме, чтобы боги исцелили его во сне.

Египетские врачи пользовались, если можно так сказать, высоким международным авторитетом. Геродот рассказывает, что персидский царь Кир II Великий просил у фараона Амасиса прислать ему глазного врача.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter