Московская «скорая» заслуженно считается одной из самых быстрых в мире. В среднем машина с красным крестом приезжает к месту ДТП или другой катастрофы меньше, чем за 10 минут, а на доставку заболевшего человека в больницу тратится около 50 минут. Такая оперативность – результат четкой и профессиональной работы водителей и диспетчеров, врачей и фельдшеров.

А первая бригада московской скорой помощи выехала на вызов 100 лет назад, точнее – 15 октября 1919 года. Впрочем, транспортировкой нуждающихся в лечении в столице России, как и в других крупных городах, начали заниматься гораздо раньше. Так, уже в XVII веке боярин Федор Михайлович Ртищев посылал своих дворовых людей собирать на улицах «больных и калек», чтобы отвезти их к врачу. Он же во время польской войны в собственном экипаже доставлял раненых до ближайшего города, где им оказывали медицинскую помощь.

В дальнейшем перевозку больных, наряду с выполнением своих основных функций, осуществляли пожарные и полицейские бригады. Помощь госпитализированным оказывали небольшие лечебные стационары, организованные при полицейских участках.

Доктор-гуманист Гааз, длительное время занимавший должность главного врача московских тюрем, уже с 1826 года добивался организации отдельной службы, которая бы заботилась о «внезапно заболевших, нуждающихся в немедленной помощи». К сожалению, к его словам не прислушались…

И только после 18 мая 1868 года, когда произошла ужасная катастрофа на Ходынском поле, всем стало ясно, что в Москве (да во всей России), отсутствует организация, способная оказать экстренную помощь в чрезвычайной ситуации. Медики прибыли на место происшествия лишь через 4 часа – можно себе представить, сколько раненых не дождались спасения!

Первая станция скорой помощи в России была открыта в 1897 году в Варшаве. А в Москве в 1898 году появились сразу три таких станции! Оставалось решить вопросы финансирования – средства, необходимые для обеспечения доставки больных, выделили благотворители во главе с почетной гражданкой, представительницей купеческого сословия Анной Ивановной Кузнецовой.

Теперь при каждой станции скорой помощи имелась санитарная карета (на самом деле – просто крытая повозка), запряженная лошадьми. А в ней – все необходимое: медицинские инструменты, перевязочный материал, лекарственные средства, носилки. На вызов выезжали фельдшер и санитар, в некоторых случаях к ним присоединялся и врач.

Интересно, что первоначально санитарная карета забирала больных только с улиц; выезды на квартиры не производились. Каждая поездка фиксировалась в специальном журнале, куда заносились паспортные данные пациента. Указывалось также, какая была оказана помощь.

Частных телефонов в то время было крайне мало, поэтому с их владельцами полицейская часть заключала соглашение о возможности круглосуточного вызова санитарной кареты. Звонить на станцию должны были только официальные лица – к ним, кроме полицейских, были причислены также дворники и ночные сторожа.

Уже первые дни и недели работы московской скорой продемонстрировали, что эта служба оказалась крайне востребованной. А за два первых месяца санитарная карета выполнила 82 вызова. Согласно отчетам, среди нуждающихся в медицинской помощи примерно треть (27 человек) находились в состоянии алкогольного опьянения.

В историю вошло и первое в Москве происшествие, жертвам которого понадобилась экстренная помощь: 13 июня 1898 года обрушилась стена: ее (видимо, с нарушениями технологии) возводили каменщики на Иерусалимском проезде. Из 9 пострадавших пятеро были госпитализированы.

Население Москвы увеличивалось, карет, которыми располагала служба скорой помощи, уже не хватало. С 1899 года часть средств на содержание санитарных экипажей стал выделять город. В 1903 году в Москве появилась первая специализированная карета, предназначенная для перевозки рожениц.

Врачи и общественные деятели неоднократно предлагали изменить статус скорой помощи, выделив эту службу из ведомства полиции. Однако власти города не поддерживали эту идею. В 1908 году энтузиасты из студентов-медиков создали Общество скорой помощи, а в 1912 году на собственные средства и пожертвования благотворителей приобрели первый автомобиль. Доктор Владимир Поморцев оборудовал машину всем необходимым. Впоследствии этот автомобиль был куплен Военным министерством.

Следующая глава в истории московской скорой началась после Октябрьской революции. Новые власти, озаботившись вопросами медицинского обслуживания населения, в 1919 году учредили городскую станцию скорой помощи.

78913094 1

27 января 1924 года – в день похорон В.И. Ленина – траурную процессию сопровождала бригада скорой помощи. С тех пор и по настоящее время врачи, работающие на «скорой», участвуют в медицинском обеспечении любых массовых мероприятий.

В 1926 году было введено важное новшество: стало возможным вызвать «скорую» на дом. Интересно, что сначала пытались отправлять врача или фельдшера к больному на мотоцикле; впрочем, впоследствии подобный транспорт заменили специальными автомобилями. И действительно – добраться на мотоцикле можно быстро, но как быть, если пациента нужно госпитализировать?

В 1927 году в Москве появилась специальная скорая помощь для больных, страдающих психическими заболеваниями. По вызову к таким пациентам стало возможным отправить психиатра.

В середине 20-х годов по Москве стали курсировать первые серийные автомобили, отмеченные красным крестом. Это были модернизированные машины, закупленные в Италии и Германии. В дополнение к ним советскими инженерами были созданы внедорожники на гусеничной тяге, способные транспортировать пострадавших из труднодоступных мест.

С 22 июня 1941 года московская скорая стала работать в условиях военного времени. Пункты неотложной помощи были включены в систему медико-санитарной службы противовоздушной обороны города. 185 сотрудников этих подразделений получили награды – медали «За оборону Москвы».

После войны кареты скорой помощи оснащаются новым оборудованием. В 1957 году было принято решение об установлении постоянной радиосвязи между экипажем санитарной машины и диспетчерской.

480 294889

С начала 60-х годов система скорой помощи реорганизуется. В это время в нее включаются специализированные бригады – кардиологическая, неврологическая, педиатрическая, токсикологическая и другие.

В 1995 году Станции скорой и неотложной медицинской помощи города Москвы было присвоено имя Александра Сергеевича Пучкова. Начиная с 1923 года, Александр Сергеевич почти 30 лет возглавлял систему московской скорой и заложил принципы ее работы, актуальные и по сей день. В 2017 году отмечалось 100-летие со дня его рождения. К этой же дате было приурочено открытие музея скорой помощи. Самый знаменитый экспонат музея – карета Кузнецовой, той самой купчихи, на деньги которой были закуплены первые санитарные повозки, перевозившие больных в Москве.

 

 

 

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter