Совершенствование нормативного и организационного регулирования льготного обеспечения ЛП и ИМН


Несмотря на очевидный прогресс в сфере льготного лекарственного обеспечения, достигнутый в 2014 — 2015 г.г., на пути к полному удовлетворению потребностей населения в ЛП и ИМН все еще остается немало проблем. Например, по-прежнему остро стоит вопрос о вытеснении с отечественного рынка недоброкачественных и, в особенности, фальсифицированных ЛП, о чем, кстати, не преминула напомнить в ходе брифинга, состоявшегося 31 августа с.г. Федеральный министр здравоохранения В.И. СКВОРЦОВА [www.rosminzdrav.ru]. Для окончательного и бесповоротного решения этой проблемы, по словам министра, в самое ближайшее время потребуется перевод контроля за закупками лекарственных препаратов на новый уровень в сочетании с внедрением более совершенной системы их маркировки.


Сказанное вполне коррелируется с целями и задачами Стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Приказом Минздрава России от 13 февраля 2013 г. № 66 (в ред. от 7 апреля 2016 г.)). Пока же приходится констатировать, что по итогам 2015 года только Росздравнадзором [www.roszdravnadzor.ru] было изъято из обращения свыше 2,2 млн упаковок недоброкачественных и фальсифицированных ЛП, а также более 3,7 млн ИМН, не соответствующих установленным требованиям.
Не снята с повестки дня и проблема нарушения прав лиц, являющихся в соответствии с законодательством получателями льготного лекарственного обеспечения. Согласно сведениям, имеющимся в распоряжении Росздравнадзора, в течение прошлого года были нарушены в общей сложности права около 90 тысяч граждан на качественное лекарственное обеспечение. Одновременно были восстановлены права примерно 4 тыс. граждан на бесплатное получение ЛП, в том числе 700 — на получение обезболивающих препаратов (о мерах по повышению доступности наркотических средств и психотропных веществ, применяемых в медицинских целях (в порядке оказания пациентам паллиативной медицинской помощи), см. также, например, распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 июля 2016 г. № 1403-р).


Еще одна «болевая точка» - ценообразование в сфере лекарственного обеспечения. Согласно сведениям, содержащимся в Государственном докладе «Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2015 году», подготовленном Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) [www.rospotrebnadzor.ru], в течение минувшего года уровень цен на препараты из числа ЖНВЛП повысился почти на 9 процентов, а препаратов, относящихся к ценовой категории до 50 рублей — на 16 процентов.


Неоправданное завышение цен (в первую очередь — на ЛП стоимостью ниже 50 рублей) по инерции влечет за собой преждевременное истощение бюджетных средств, выделенных на цели льготного лекарственного обеспечения, и, как следствие, делает невозможным своевременное и полное удовлетворение в льготных ЛП и ИМН всех нуждающихся (число которых, как мы помним, продолжает расти довольно заметными темпами, см. выше). Ожидаемой реакцией федерального Правительства стало издание распоряжения (от 19 августа 2016 г. № 1748-р) о выделении на цели текущего финансирования оказания отдельным категориям граждан социальной услуги по обеспечению ЛП и ИМН (по соответствующим рецептам) почти полутора миллиардов рублей — в дополнение к уже предусмотренным в федеральном бюджете этого года более чем 30,5 млрд рублей.


На устранение ценовых перекосов направлены и вступающие в силу с 1 января 2017 г. поправки к ряду положений Закона № 323. Так, в соответствии с изменениями к части 2.1 статьи 80 вводится государственное регулирование предельных отпускных цен производителей и предельных размеров оптовых надбавок к фактическим отпускным ценам на ИМН из числа включенных в перечень Правительства Российской Федерации для целей бесплатного обеспечения ими лиц соответствующих категорий (см. ранее).


Корректируется порядок финансирования бесплатного обеспечения антивирусными ЛП лиц из числа носителей социально значимых болезней, болезней, представляющих опасность для окружающих (см. 9.3 и 9.4 статьи 80), и т.д.

Ожидается, что в сочетании с мерами по совершенствованию организации надзора и контроля в сфере лекарственного обеспечения это позволит существенно улучшить обеспеченность в ЛП и ИМН лиц, имеющих право на льготное, в том числе бесплатное обеспечение такими препаратами и изделиями. О том, как будет развиваться эта ситуация, мы предполагаем и впредь регулярно информировать читателей — следите за публикациями на нашем портале.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter