Как аптечным организациям лучше подготовиться к реализации постановления Правительства № 62 о введении маркировки лекарственных препаратов? Рассказывает Евгений Нифантьев, генеральный директор группы компаний «Неофарм», которая уже успела накопить опыт в этой сфере.

Способ передачи данных

Аптечная сеть «Столички», входящая в аптечный холдинг «Неофарм», является пионером в деле внедрения информационной системы «Маркировка». 18 августа 2017 года в этой сети социальных аптек началась реализация лекарственных препаратов, прошедших все этапы в государственной информационной системе.

Передача данных в информационную систему может осуществляться тремя способами: через личный кабинет, с помощью Универсальной системы обмена (УСО) и посредством аппаратно-программного интерфейса.

Сначала мы предполагали, что основным способом передачи данных, который будут использовать аптеки и аптечные сети, будет УСО. Но на сегодняшний день мы можем с уверенностью сказать, что в аптеках и аптечных сетях будет применяться аппаратно-программный интерфейс. Этот способ еще находится на этапе тестирования, но я думаю, что в ближайшие несколько месяцев он докажет свою работоспособность.

Как перестроить жизнь аптеки

Я являюсь адептом системы маркировки. При этом всегда говорил и буду говорить, что мы — аптечное учреждение — должны ориентироваться на производителей, потому что изменения в бизнес–процессах и замена оборудования требует от фармацевтических компаний гораздо больших инвестиций, чем от аптечных учреждений.

Что нужно сделать аптекам, чтобы система маркировки заработала? В первую очередь, необходимо заняться изучением этого процесса и создать рабочую группу. Желательно, чтобы на первом этапе рабочую группу возглавил руководитель компании, потому что с большой долей вероятности сроки введения маркировки перенесены не будут, и с 1 января 2020 года она станет обязательной для всех.

Изучить нормативно-техническую документацию и заменить оборудование в аптеках несложно. Сканеры традиционных штрихкодов меняются на сканеры, которые имеют возможность считывать двумерный матричный штрихкод DataMatrix. Самое сложное — это переработать саму товарную программу. Многие участники розничного рынка недооценивают связанные с этим риски. Заменить оборудование можно за один день, а на того чтобы «перелопатить» товарную программу, уйдет в лучшем случаев несколько месяцев.

С введением маркировки придется принципиально поменять бизнес-процессы. Исходя из нашего опыта, могу сказать, что розничной организации все это по силам. Срок, который установлен государством для розничного звена — 1 января 2020 года, реален, однако за других участников рынка — производителей и дистрибьюторов — говорить не берусь.

Что дает маркировка бизнесу?

На первый взгляд может показаться, что создание информационной системы «Маркировка» нужно только фискальным и надзорным органам. Но как предприниматель могу сказать, что добросовестные представители бизнеса от внедрения маркировки получат гораздо больше плюсов, чем те инвестиции, которые будут сделаны во внедрение этой системы. Потому что любой честный предприниматель хочет, чтобы для всех участников действовали единые условия. Я имею в виду не только систему маркировки лекарственных препаратов, но и маркировку всех потребительских товаров, обращающихся на рынке Российской Федерации.

Предприниматели всегда будут делиться на две части. Одна — добросовестные, которые знают и соблюдают закон. Другая часть — те, которые безответственно относятся к пробитию чека и к тому, что в их сетях реализуются товары сомнительного происхождения. Такие бизнесмены есть, но я очень надеюсь, что их становится все меньше. Введение онлайн-касс, а также системы маркировки обелит рынок потребительских товаров.

Изначально предполагалось, что маркировка лекарственных препаратов сможет решить проблему фальсификата и перетекания лекарств, закупаемых за счет средств бюджета, в коммерческий сектор. Может быть, масштабы этого явления с каждым годом становятся все меньше, но такая проблема, тем не менее, существует.

Благодаря системной работе регулятора – Росздравнадзора – уровень фальсификата, обращающегося на российском фармацевтическом рынке, снижается и на сегодняшний день составляет примерно 0,01% от общего объема. Любой другой рынок потребительских товаров может позавидовать аптечному рынку. Возможно, внедрение информационной системы «Маркировка» именно в розничном фармацевтическом сегменте связано с тем, что работа всех участников процесса — производителей, дистрибьютеров и аптечных сетей – характеризуется высокой степенью автоматизации. На субъектах фармацевтического рынка проще «обкатать» этот процесс.

В масштабе государства

Единый налог на вмененный доход достаточно прост для государственного администрирования. Большое количество предпринимателей в России используют именно эту систему налогообложения, при которой не имеет значения размер фактического дохода коммерческого предприятия, а выплачиваемая государству сумма исчисляться исходя из площади торгового места. Появление этого налога связано с тем, что в свое время контрольные органы не могли разобраться, что продают субъекты торговли и в каких объемах.

С внедрением информационной системы «Маркировка» и онлайн-касс государство сможет собрать информацию об участниках розничного рынка. Успешное функционирование системы позволит задуматься об отказе со временем от единого вмененного налога на доход хотя бы для той части торговых организаций, которые реализуют товары, снабженные контрольно-идентификационными знаками.

Хотя внедрение системы маркировки требует немалых усилий, но они стоят того: маркировка окончательно обелит рынок, и даст возможность сделать значительный шаг вперед к добросовестной конкуренции.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter