Мир вокруг нас, к сожалению, становится всё агрессивнее, преступность растёт. А список профессий, опасных для здоровья постоянно расширяется. И как-то незаметно в нём вдруг прочно обосновалась профессия аптечного работника. В сводках правоохранительных органов то и дело мелькают сообщения об очередном ограблении наших с вами коллег.

Работа в аптеке, конечно, никогда не была лёгкой. Стрессы при общении с больными людьми, часто раздраженными и неадекватными, как бы изначально были бесплатным приложением к диплому фармацевтического факультета вуза либо училища. Но вот участие в более крутых сюжетах, вроде как, не предусматривалось. До поры до времени, пока криминальные элементы не включили в зону своего внимания аптеки. Добавьте сюда происки нечистых на руку граждан, а также граждан, страдающих от пагубных привычек и излишеств, и вы получите совсем невесёлую картину будней аптекаря. Давайте постараемся разобраться, как с минимальными потерями выйти из сложной ситуации.

Банальная ситуация, в которой побывали, пожалуй, все работники аптек самообслуживания или так называемых открытой выкладки, ─ воровство. Работодатели, видимо, и сами прекрасно понимают, что в аптеках такого типа риск недостачи вырастает в разы. Поэтому часто можно увидеть в объявлениях о найме работников следующее уточнение: «аптека закрытой формы торговли». Что с точки зрения работодателя выглядит несомненным преимуществом. А как на самом деле обстоят дела?

Галина, фармацевт г. Саратов:

─ Хуже нет работать в такой аптеке. Товар пропадает, даже не знаешь, как. Не успеваешь уследить ─ такие умельцы ходят. Даже охрана и специальные зеркала, в которых виден весь торговый зал, не спасают. А уж если охраны нет (в некоторых фирмах на этом экономят), то и совсем беда. В одной аптеке у нас украли за весьма короткий срок десять электрических зубных щеток. А они ведь недешевые. Как украли, кто? Наверное, наркоманы. Хотя бывают и вполне на вид благонадежные граждане, которых ловили на воровстве. Как с этим бороться? Прежде всего, устанавливать в аптеках надежные охранные системы. Но и самим быть своего рода психологом, приглядываться к людям, если, конечно, время на это есть.

Надежда, зав. аптекой провизор г. Пенза:

─ Выручка в аптеках открытого типа, несомненно, выше. И это совсем не случайно. У посетителей больше возможностей рассмотреть товар, оценить его. К тому же не нужно ждать, пока тебе его покажет фармацевт. В таких аптеках покупатель сам себе хозяин: выбрал товар ─ и на кассу. Естественно речь сейчас идёт о препаратах безрецептурного отпуска и предметах парафармации. С другой стороны, в аптеках, организованных по подобному типу, случаев хищения товара гораздо больше. Но здесь тоже есть определённые нюансы. За свою карьеру в аптечном бизнесе мне приходилось сталкиваться и с работниками, которые, были нечисты на руку и свои собственные прегрешения пытались списать на покупателей. А если хищения всё-таки происходят по вине вороватых посетителей, то опять же это, по моему мнению, в первую очередь вина первостольников. Они должны быть более внимательны. Это в их же интересах. Ведь руководство очень неохотно списывает любые убытки.

Так что же делать, чтобы не стать жертвой воров? Как их распознать?

Вот несколько советов. Люди, пришедшие, чтобы взять товар, но не платить, как правило:

  • ведут себя несколько нервно (не путать с клиентами, действительно страдающими от расшатанных нервов);
  • стараются избегать повышенного внимания;
  • имеют бегающий взгляд, цель которого незаметно оглядеться, чтобы убедиться в отсутствии к ним внимания;
  • спешат отойти от полки с товаром, заметив, что за ним наблюдают;
  • часто «работают» в паре с кем-то ещё, кто старается отвлечь ваше внимание.

Следующий вид возможной экстремальной ситуации в аптеке: буйный клиент. Не крикливый или раздражённый, а совсем распоясавшийся.

Лариса, провизор г. Балаково:

─ Это был молодой парень с явными проблемами психики. Аптека у нас маленькая и так получилось, что в этот момент я была совсем одна. Очень перепугалась. Сами посудите, человек бьётся головой и всеми частями тела о витрины, стены, в общем куда приложится. Что оставалось делать? Вела себя как врач психоневрологического диспансера — разговаривала с ним тихо, ласково, выслушала все жалобы и, в конце концов, мне удалось уговорить его уйти.

В принципе такое поведение самое правильное и оно полностью соответствует рекомендациям психологов. С подобными людьми следует:

  • разговаривать дружелюбно, но без снисхождения и заигрываний;
  • пытаться переключить их на какие-нибудь нейтральные темы типа погоды;
  • сохранять спокойствие и уверенность.

И, наконец, переходим к самой, пожалуй, опасной ситуации, от которой в последнее время, увы, совсем не застрахованы аптечные работники — ограблению.

Светлана, провизор г. Москва:

─ К сожалению, в прошлом году я оказалась в самом центре подобного неприятного инцидента. Работала в ночную смену. Ничто, как говорится, не предвещало беды. Но где-то часа в два ночи в аптеку зашли двое вооруженных мужчин. Пришлось отдать все имеющиеся в наличии деньги ─ с пистолетом не поспоришь. Охранник, который дежурил вместе со мной, хотел оказать сопротивление. Но что он может, безоружный? Грабители в него выстрелили, хорошо хоть не попали, и ушли. Мне кажется, в подобной ситуации может оказаться любая аптека. Ведь реальных мер для обеспечения нашей безопасности и сохранности ценностей наше начальство не предпринимает. Им видимо дешевле надеяться на авось.

Оксана, фармацевт г. Москва:

─ Нашу аптечную сеть грабили уже три раза. Всё в ночную смену. И только после последнего случая, когда охранник аптеки серьёзно пострадал от рук бандитов, руководство, наконец, приняло решение изменить форму ночной торговли. Теперь отпуск товара будет осуществляться через окошко. Я считаю, что это давно надо было сделать. Только представьте: ночью фармацевт и охранник вдвоём должны противостоять всем возможным преступникам. А как? Фармацевты и провизоры в основной своей массе ─ женщины, охранник вообще находится рядом больше для компании. Хорошо, если не спит.

Так что всё-таки делать, если в вашу аптеку пришли вооружённые люди с совершенно определённой целью? Как себя правильно вести в подобной ситуации? Полиция рекомендует не оказывать сопротивления, ведь оно чревато непредсказуемыми последствиями. А вот мнения работодателей разделились. Глава одной фирмы грозился оштрафовать работников, которые не сумели проявить ловкость и нажать тревожную кнопку под дулом пистолета. А директор другой пострадавшей от налетчиков аптеки, попросту назвал своего работника, пытавшего оказать сопротивление и которому преступники поломали ребра, дураком. При этом ни в первом, ни во втором случае не было принято никаких мер для предотвращения подобных ситуаций в будущем.

Несколько советов, как вести себя при ограблении:

  • старайтесь своими действиями не вызвать агрессию преступников;
  • не пытайтесь спорить с преступниками, но и не отдавайте те ценности, о которых они, возможно, ничего не знают;
  • не делайте резких движений и не рискуйте понапрасну;
  • постарайтесь запомнить внешность преступников и, если удастся, проследить пути их отхода;
  • вызывайте полицию сразу же, как это станет возможным, и постарайтесь сохранить в памяти как можно более полную картину преступления.

Будем надеяться, что эти советы не пригодятся вам никогда, но если всё-таки попадёте в опасную ситуацию, помните, что ваша жизнь дороже любых ценностей. А герои хороши только в кино. И, кроме того, выбирайте правильного работодателя, такого, который думает не только о прибыли, но и прежде всего ценит вашу жизнь.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter