Практически перед самым началом 2016/2017 учебного года, вышел Приказ Минобрнауки России от №1037 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 33.05.01 Фармация" (зарегистрирован в Минюсте России 25.08.2016 №43406 11 августа 2016 года).  Документ вносит существенные изменения в процесс высшего образования специалистов фармацевтической отрасли. Рассмотрим их подробней.

Всё, что связано с организацией обучения будущего специалиста – количество учебных часов, темы лекций и других видов занятий (лабораторных, практических, коллоквиумов и т.д.), практика – учебная и производственная, критерии оценивания студентов, и другие моменты, касающиеся обучения, прописаны в учебных планах и рабочих программах. А они, в свою очередь, составляются в соответствии с действующими стандартами образования. Сам стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования.

Известно, что работодатели не слишком довольны качеством образования выпускников фармацевтических факультетов. Новый стандарт призван учесть пожелания работодателей и приблизить к реальной жизни то, что изучают будущие провизоры на протяжении длительного времени. Пять лет очного обучения специалиста фармации – это более десяти тысяч часов, из которых 70% – контактная работа с преподавателями в аудиториях (лекции, практические, лабораторные занятия и др.), остальное – самостоятельная работа студентов.

Рабочие программы и учебные планы, по которым в вузах с начала 2016/2017 учебного года уже идёт обучение будущих специалистов фармации, построены согласно обновленному перечню общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций выпускника.

Какие же конкретно новшества появились? Остановимся на некоторых из них.

Прежде всего, получить высшее образование специалист фармацевтической отрасли теперь может только в очной форме обучения. Новым стандартом не предусмотрены вечерняя и заочная формы, как это было ранее.

Упорядочены также понятия и терминология. Например, виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу специалитета, теперь звучат так: фармацевтическая, медицинская, организационно-управленческая, научно-исследовательская.

И еще один важный момент: новый стандарт образования даёт право образовательной организации применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. Каждый учащийся должен иметь доступ к электронной информационно-образовательной среде, предусматривающей фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения образовательной программы, формирование электронного портфолио обучающегося.

В ходе реализации требований нового образовательного стандарта появился целый ряд новых дисциплин, которые позволят будущим специалистам лучше освоить знания, необходимые в профессиональной деятельности. На первых курсах обучения в вузе изучаются базовые дисциплины. Теперь изменился их перечень. Ранее занятия, связанные напрямую с фармацией, начинались не ранее третьего курса. Теперь, в соответствии с новым образовательным стандартом, молодые люди, едва переступив порог вуза, уже начинают знакомиться со своей будущей профессией. Один из наиболее ярких примеров – появление дисциплины «Введение в фармацию» (РНИМУ им. Н.И.Пирогова). Студенты-первокурсники, только пришедшие в вуз со школьной скамьи, знакомятся с местом и ролью провизора в современном здравоохранении, требованиями к его компетенциям. Будущие специалисты изучат основные понятия и профессиональную терминологию, связанную со специальностью.

Предусмотрено и обучение работе с основными профессиональными информационными базами, необходимыми для самостоятельной подготовки. А самостоятельной работы студентам, как уже было сказано, предстоит немало.

Такой подход к обучению должен позволить обучить студентов не только более качественно, но и адекватно современным запросам общества и рынка труда.

Елена Добра, к.ф.н., старший преподаватель кафедры фармации РНИМУ им. Н.И.Пирогова

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter