Подготовка будущих медиков включает в себя не только информацию о физиологии человека, методах диагностики и лечения заболеваний, знания о лекарственных препаратах, отработку практических навыков, необходимых для оказания медицинской помощи. Неотъемлемой частью образовательного процесса становятся также научные изыскания. Как происходит приобщение студентов к большой науке, кто выступает для них в роли наставников, какие качества помогает развить этот вид деятельности у будущих врачей?

В ногу со временем

Век высоких технологий ставит новые задачи перед системой подготовки медицинских кадров. В медицину пришли робототехника, лазеры, сложное диагностическое 3D-оборудование, лабораторные комплексы, мощные электронные микроскопы, позволяющие на молекулярном уровне изучать процессы, происходящие в организме. Человечество использует новые поколения лекарственных средств, созданных при помощи биосинтеза и генной инженерии. Такие преобразования требуют совсем иной квалификации врача и подготовки будущих специалистов. Замминистра здравоохранения Сергей Краевой считает: «Сегодня будущие врачи обязаны быть в курсе современных научных знаний в области медицины и сами должны активно участвовать в научных исследованиях».

Все началось с вопросов…

«Ключом во всякой науке является вопросительный знак». Жизненную правду этого афоризма подтверждает история, которая случилась в 1922 году. Будущий академик РАМН, а тогда врач Петроградской Обуховской больницы и преподаватель Первого Петроградского медицинского института Михаил Дмитриевич Тушинский вел практическое занятие со студентами. — На обходе мы разбирали больного ревматической инфекцией. Один из студентов забросал меня вопросами, — писал Тушинский в своих воспоминаниях. — Я ему посоветовал читать побольше о ревматизме, указал литературу и предложил дней через десять рассказать о прочитанном. В назначенный день студент сделал прекрасный реферативный доклад. По его примеру и другие сокурсники разобрали предложенные мной темы докладов, и раз в десять дней мы собирались для обсуждений. С этого момента подобные встречи стали регулярными, в том же 1922 году на собрании студентов и преподавателей института при кафедре терапии было организовано студенческое научное общество, принят его устав. Сегодня студенческие научные кружки (СНК) при Первом Санкт-Петербургском ГМУ им. И.П. Павлова активно работают на кафедрах онкологии, гематологии, молекулярной медицины, акушерства и гинекологии, истории медицины. В университете регулярно проводится международный молодежный медицинский конгресс «Санкт-Петербургские научные чтения», на котором студенты делятся своими научными открытиями. Студенческие научные общества (СНО) существуют практически в каждом медицинском вузе, и многие из них имеют богатейшую историю. Одно из старейших — СНО Казанского ГМУ, основанное более ста лет назад профессором-неврологом Л.О. Даркшевичем. — Отправной точкой нашего общества считается 12 ноября 1901 года. Оно носит имя Ирины Андреевны Студенцовой, — рассказывает проректор по научной и инновационной работе Казанского ГМУ Ильшат Мустафин. — За время его существования эту замечательную школу прошли многие известные ученые, в разное время определявшие становление и развитие отечественного здравоохранения, ход научной мысли многих поколений.

От учителя — ученику

— Студенческое научное общество помогает студенту вуза, заинтересованному в научной деятельности, выбрать направление его дальнейших исследований, найти среду, близкую к его будущей специальности, — говорит руководитель СНО им. Н.И. Пирогова Первого МГМУ им. И.М. Сеченова профессор кафедры патофизиологии Ольга Морозова. — В этом году стартовал очень важный проект в деятельности студенческого научного общества в нашем университете — Школа молодого ученого «Первые шаги в науке». Ведущие преподаватели университета читают студентам младших курсов лекции, посвященные методологии научного познания и поиску информации в электронных базах данных научной литературы, планированию дизайна исследования и методам статистического анализа, правильному построению презентации и ораторскому искусству. Кроме того, студенты старших курсов, успешно занимающиеся научными исследованиями, берут наставничество над учащимися школы. Они проводят мастер-классы и делятся опытом поиска «своего научного руководителя», учат, как правильно подготовить обзор литературы, как оценить по индексу цитируемости и импакт-фактору журнала научный вес той или иной научной публикации. Для учащихся школы открывается множество возможностей: проведение экспериментальных исследований в виварии университета, использование доступа к поиску полнотекстовых научных статей в Scopus, обсуждение результатов своей работы с ведущими исследователями. Еще лучше освоиться в научной среде и развить важные для будущего врача практические навыки помогает студентам Первого Меда Школа мастерства. Она была запущена два года назад по целому ряду направлений — терапия, хирургия, акушерство и гинекология, стоматология, эндокринология. — В рамках нашей школы у студентов есть возможность индивидуально отрабатывать практические навыки, решать клинические и ситуационные задачи, общаться с пациентами, — рассказывает руководитель Школы мастерства при кафедре факультетской терапии № 1 профессор Дмитрий Напалков. — Мы отбираем в нее тех студентов, которые заинтересованы в самосовершенствовании. Будущему хирургу, например, важно доводить до автоматизма свою работу. В терапевтической, консервативной, медицине основной практический навык — клиническое мышление. Надо развивать его, уверенно чувствовать себя, осуществляя анализ на пути «симптом — синдром — диагноз». Также важны для врача коммуникационные навыки, ведь основная проблема современной медицины — недостаточно хороший контакт с пациентом. Проблема эта глобальная: современных врачей учат, как правильно формулировать диагноз, но не учат, как общаться, разговаривать с людьми, успокаивать их. Мы тоже работаем над этим.

Путевка в науку

Работа студентов начинается на кафедрах и продолжается уже в научно-исследовательских центрах, лабораториях, клиниках. — Студенты, заинтересовавшиеся наукой на младших курсах, начинают работу в СНК на кафедрах фундаментальных дисциплин, затем продолжают на клинических, определяясь со своим профессиональным выбором, — отмечает проректор по научной работе Смоленского ГМУ профессор Владимир Бекезин. — Студенческие научные кружки работают на всех 67 кафедрах нашего вуза. Например, на базе проблемной научно-исследовательской лаборатории «Диагностические исследования и малоинвазивные технологии» студенты изучают и используют в работе новые современные методы исследования (лазерная допплерография, эластография и др.). На кафедре глазных болезней научно-исследовательские работы студентов посвящены актуальным вопросам офтальмологии; на базе НИИ антимикробной химиотерапии студентами проводятся микробиологические исследования и изучается состояние антибиотикорезистентности основных возбудителей инфекционных заболеваний. — Занимаясь научно-исследовательской работой, студенты приобретают навыки организации научного эксперимента, а активное сотрудничество с научным руководителем и другими участниками научного процесса способствует развитию коммуникативных навыков, — говорит заместитель директора по науке Пятигорского медико-фармацевтического института профессор Дмитрий Коновалов. — Кроме того, представление результатов научно-исследовательской работы на различных конференциях позволяет формировать умение четко и лаконично излагать результаты исследований, а также развивать навыки ведения дискуссии. Интересно, что многие студенты посещают научные кружки сразу при нескольких кафедрах. Так, например, в Тихоокеанском ГМУ из более тысячи участников СНО около 50% посещают кружки сразу на нескольких кафедрах, что помогает им в профессиональной ориентации и в выборе наиболее интересной темы научных исследований. В Воронежском ГМУ имени Н.Н. Бурденко более 80% студентов принимают участие в работе СНО, в научных разработках кафедр и подразделений университета, анализируют полученный материал, предлагают собственные идеи, участвуют в многочисленных молодежных научных конференциях и выставках технического творчества. Их исследовательские работы проводятся как в экспериментальных, так и в клинических условиях. Многие студенты вуза начинают свою научную карьеру с анализа историй болезней пациентов, собирают данные о патогенезе и исходе заболеваний. Вот отдельные темы их исследований: «Некоторые особенности пациентов с синдромом диабетической стопы»; «Возможности электрокардиографии в диагностике гипертонии левого желудочка»; «Оценка эффективности хронотерапии и фототерапии в комплексном лечении больных хроническим рецидивирующим бактериальным циститом в стадии обострения»; «Топографо-анатомические предпосылки возникновения паховых грыж»; «Последствия поражения ЦНС повышенной фракцией кислорода у недоношенных детей с экстремально низкой массой тела». Другие студенты под руководством своих наставников пытаются разрабатывать новые методы лечения. Например, ищут способы стимуляции остеогенеза при переломах с дефектом костной ткани, изучают возможности пластического восстановления после расширенных онкологических операций в области головы и шеи, разрабатывают тактику ведения пациенток с привычным невынашиванием беременности, оценивают возможности арт-терапии в лечении депрессий, изучают влияние сахароснижающих препаратов на функциональное состояние миокарда у больных диабетом, разрабатывают комплексы оздоровительных мероприятий по коррекции стрессиндуцированных нарушений, ищут способы оздоровления часто болеющих детей.

Ощутимая поддержка

Конечно же, наука, какая бы она ни была, академическая или вузовская, — область очень затратная, и она не может обойтись без поддержки со стороны государства и бизнеса. Те студенты, которые стремятся реализовать свои научно-исследовательские разработки, могут претендовать на получение гранта от Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере «У.М.Н.И.К.», одна из программ которого носит название «Медицина будущего» и как раз рассчитана на поддержку молодых инноваторов от 18 до 28 лет. Объем финансирования этой программы — 400 тысяч рублей на два года. Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) учредил «Мой первый грант», на который могут претендовать и студенты. Для его получения не требуются большие научные заслуги. Главное — быть не старше 35 лет и иметь хорошую фундаментальную идею. В 2016 году сумма поддержки этого фонда составит 450 тысяч рублей, проект также рассчитан на два года. Как отмечает зам.председателя РФФИ Владимир Бардаков, фонд поддерживает 8 научных направлений, причем наибольший инновационный потенциал у междисциплинарных исследований, количество которых увеличивается. Российский научный фонд (РНФ) также старается поддержать молодежь. По сообщению генерального директора фонда Юрия Симачева, не менее половины получателей грантов — именно молодые ученые. — Средства на науку выделяются, — заверяет заместитель академика-секретаря отделения медицинских наук РАН, член-корреспондент РАН Валерий Береговых, — деньги дают и Минобрнауки, и Минздрав, и фонды, и Академия наук. Однако медицинские вузы недостаточно активно подают заявки на финансирование разработок и исследований. Хорошей формой поощрения и помощи тем, кто делает свои первые шаги в науке, являются различные стипендиальные программы, как федеральные и региональные, так и именные стипендии вузов, ректорского фонда. Бизнес-сообщество также активно оказывает поддержку будущим врачам и фармацевтам, которые успешно учатся, ведут научную работу в СНК. Они становятся именными стипендиатами различных стипендиальных программ, учрежденных компаниями. Среди стипендиальных программ одна из наиболее масштабных — «TAKEDA — Золотые кадры медицины». Программе в этом году исполнится 10 лет, на протяжении которых ее победителям, молодым перспективным студентам, выплачиваются стипендии. В 2015 году программа осуществлялась в 22 медицинских и фармацевтических вузах-партнерах программы из 19 регионов России. — На мой взгляд, программа «TAKEDA — Золотые кадры медицины» повышает мотивацию студентов на получение новых знаний и практических умений по разным дисциплинам, а также позволяет выявить лучших ребят, которые получают почетное звание именных стипендиатов программы, — говорит ректор Самарского ГМУ, академик РАН Геннадий Котельников. Скопировано с Medvestnik.ru. — Такое партнерство с вузами вносит значимый вклад в решение важнейшей задачи повышения качества подготовки выпускников. Победители и участники программы в ближайшем будущем пополнят ряды профессионалов медицинского и фармацевтического сообщества. Мы верим в то, что эти молодые специалисты будут иметь прочные знания, а потому будут особо востребованы в различных организациях системы здравоохранения и фармацевтической службы нашей страны. Выбирая какую-либо научную тему, многие студенты продолжают углублять свое исследование, нередко переключаясь на смежные области. Например, студентка-старшекурсница Саратовского ГМУ, победитель стипендиальной программы «TAKEDA — Золотые кадры медицины» 2015 года Карина Цатурова, посещая научный кружок при кафедре психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии, решила заниматься актуальной темой алкоголизации среди молодежи. Начав со скрининга проблемного употребления алкоголя среди студентов, она обратилась к теме гендерных различий при формировании устойчивой тяги к спиртному у молодежи, далее стала исследовать психические и ментальные нарушения у людей с алкогольной зависимостью и в дальнейшем перешла к теме методов диагностики нейродегенеративных заболеваний. Студент Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Олег Борисов, участник программы «TAKEDA — Золотые кадры медицины» 2014/15 и победитель 2015/16 учебных годов, отмечает, что участие в программе — «прекрасная возможность проверить свои знания, найти слабые места для работы над ними, побороться за победу». — Стипендия «Такеда» и подарочный сертификат на приобретение медицинской литературы значительно помогут в научной работе, — продолжает Олег Борисов, — благодаря сертификату я имею возможность приобрести необходимую мне литературу и использовать ее в будущих научных изысканиях. Стипендия позволит уделить достаточно времени научной работе, более качественно и глубоко погрузиться в исследуемые проблемы, что, безусловно, приведет к новым результатам и достижениям.

Новый импульс

Сегодня вузовская наука получила совершенно новый импульс для своего роста — перед ней поставлена задача содействовать в реализации Стратегии развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года, а также программы по созданию карты российской науки в медицинской области. И одно из мероприятий, которое должно помочь в решении этой задачи, — «Эстафета вузовской науки». «Эстафета вузовской науки» — это общероссийский конкурс, отбирающий лучшие научно-инновационные проекты, в которых остро нуждается отечественная медицина, по 14 научным платформам: «Регенеративная медицина», «Кардиология и ангиология», «Эндокринология», «Профилактическая среда», «Инновационные фундаментальные технологии в медицине», «Фармакология», «Микробиология», «Репродуктивное здоровье», «Педиатрия», «Психиатрия и зависимости», «Онкология», «Инвазивные технологии», «Иммунология» и «Неврология». Эстафета проходит уже в третий раз. В этом году она стартовала в мае в Кубанском ГМУ, второй отборочный этап, к которому подключились все медицинские и фармацевтические вузы страны, проходил в федеральных округах. На нем были отобраны 199 проектов из 20 вузов. На третьем этапе, который состоялся в Москве на площадке форума «Вузовская наука. Инновации», проходившем в Первом МГМУ им. И.М. Сеченова, в финал попали 50 разработок. Среди них аналитические комплексы и тест-системы для выявления наследственных болезней, молекулярно-генетические тесты для обнаружения онкозаболеваний, аппарат для раннего выявления новообразований кожи, инновационные препараты для лечения орфанных заболеваний, автоматизированный лазерный комплекс для микрохирургии и многое другое.

Момент истины

Остро нуждаясь в прорывных технологиях, и научная среда, и бизнес присматриваются к студентам и молодым ученым, способным нестандартно мыслить, генерировать свежие идеи. Студентам в свою очередь важно не упустить момент быть активными на поле большой науки — публиковать статьи в научных журналах, чтобы об их разработках и исследованиях узнало как можно больше людей. Например, в Саратовском ГМУ в одном только 2015 году студенты под руководством и в соавторстве с преподавателями вуза сделали 565 публикаций по итогам научно-исследовательской работы, в том числе 78 статей в журналах из перечня ВАК. Кроме того, статьи студентов увидели свет в 85 международных изданиях: из них 10 публикаций в базе Scopus и 6 — в Web of Science. — Общество молодых ученых и студентов Саратовского ГМУ оказывает содействие профессиональному росту молодых ученых и студентов, старается вовлечь их в научно-исследовательскую деятельность как по фундаментальным, так и по прикладным направлениям, — рассказывает ректор университета Владимир Попков. — Научно-практические мероприятия, проводимые в университете, позволяют объединить труды студентов и молодых ученых с демонстрациями и мастер-классами опытных преподавателей. Подобные формы проведения мероприятий подчеркивают принцип преемственности в построении научно-исследовательской работы и подготовке научных кадров. Другой способ обратить на себя внимание — участие в вузовских и межвузовских конференциях. Конференции — это еще и прекрасная возможность погружения в научную среду, общения с людьми, которые занимаются разработками в смежных областях, шанс обсудить с коллегами свои научные идеи. Ежегодные конференции проводит практически каждый вуз:, международная Пироговская научная медицинская конференция (РНИМУ им. Н.И. Пирогова), «Беликовские чтения» (Пятигорский медико-фармацевтический институт), «Актуальные проблемы экспериментальной и клинической медицины» (Волгоградский ГМУ), «Актуальные проблемы экспериментальной, профилактической и клинической медицины» (Тихоокеанский ГМУ) и многие другие. Уровень развития современной медицинской науки раскрывает перед молодыми исследователями огромные возможности, и главная из них — возможность разрабатывать новые методы лечения болезней, с которыми тщетно пытались бороться многие поколения врачей. Конечно же, далеко не каждый студент-медик выберет для себя научную стезю, защитит диссертацию, станет ученым или преподавателем. Большинство пойдут в практическое здравоохранение, говорит руководитель СНО Нижегородского ГМУ, заведующий кафедрой патологической анатомии, профессор Александр Надеев, но опыт, знания и навыки, которые они получат в студенческом научном обществе, помогут им лучше освоить будущую специальность.

Анна Гришунина и Ольга Коберник, «Медицинский вестник»

 

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter