Вы успешно прошли собеседование и добились своей цели: из всех кандидатов на вакансию выбрали именно вас. Впереди – испытательный срок, который покажет, подходите ли вы и эта работа друг другу. Вам предстоит не только продемонстрировать свой профессионализм и деловые качества, но и влиться в коллектив сотрудников. Чтобы адаптация прошла безболезненно, стоит заранее узнать, на какие грабли чаще всего наступают новички. И постараться их обойти.

1. Я не такой, как все

Индивидуальность – это здорово, иметь свой стиль – тоже неплохо. Но не в этот раз. Устроившись на новую работу, постарайтесь выглядеть так, чтобы не выбиваться из общей массы.

Обычно если сотрудникам положена униформа, вам об этом сообщат заранее. То же самое относится и к дресс-коду – считайте, что его соблюдение так же обязательно, как и ношение униформы. В любом случае еще на собеседовании стоит присмотреться к тому, как выглядят сотрудники данной фирмы. Даже если форма их одежды – свободная. Допустимы ли распущенные волосы, заметный макияж? Подумайте, с какими качествами должен ассоциироваться внешний вид работников компании – надежностью (классический стиль) или креативностью (яркие сочетания, модная небрежность в одежде)?

2. Пожалуй, я пойду

О графике работы вы наверняка договорились еще на собеседовании. Однако это, можно сказать, лишь верхняя часть айсберга (под водой остается основная масса очень нужной вам информации). Принято ли в коллективе устраивать перерывы на чаепития или перекуры? Уходят ли сотрудники обедать в столовую или быстренько перекусывают прямо перед компьютерами? Можно ли начинать собираться домой сразу после официального окончания рабочего дня? Или даже уходить пораньше – если все уже сделано?

Впрочем, никаких уходов «до звонка», а также опозданий и отпрашиваний по личным делам во время испытательного срока быть не должно! Сначала вам нужно разобраться в обстановке и стать своим человеком в коллективе, изучив его правила, как официально сформулированные, так и неписаные. Не стесняйтесь спрашивать у новых коллег о традициях, сложившихся в данном подразделении компании. Как принято отмечать дни рождения сотрудников? Откуда в отделе кофе и печенье – их приносят все по очереди или закупают централизованно?

3. В домашней обстановке

Личные вещи на рабочем месте позволяют нам чувствовать себя более защищенно: с их помощью мы как бы обозначаем границы собственной территории. И все же не спешите «обживаться», выставляя на стол семейное фото в рамочке и дополняя компьютерное кресло подушкой для спины. Сначала обратите внимание на то, как оформлены рабочие места ваших коллег. А вдруг здесь принят «минимализм», когда на столе нет ничего, не относящегося к непосредственным трудовым обязанностям?

Но даже если сотрудники заполонили своими личными вещами все свободное пространство в помещении, это не значит, что вы с первого дня должны следовать их примеру. Не торопитесь – вы тут человек новый! Пусть ваши вещи пока побудут в ящиках стола – расширить границы вы еще успеете после окончания испытательного срока.

4. Против кого дружим?

История умалчивает о том, сколько новичков не смогли удержаться на работе только потому, что сходу влезли в дрязги и интриги, затеянные более опытными коллегами. Постарайтесь сосредоточиться на своих трудовых обязанностях и оставаться в стороне от борьбы группировок, даже если вас явно приглашают принять в ней участие. Не говоря уже о том, что вы пришли сюда работать, разве можно вступать в сражение, не разобравшись в раскладе сил?

Избегайте обсуждать, даже в позитивном ключе, руководство, не высказывайтесь о других сотрудниках. Если вас прямо спрашивают и настаивают на ответе, скажите, что еще не составили определенного мнения и не любите торопиться с выводами. Будьте вежливы и доброжелательны с коллегами, всегда благодарите за помощь и подсказки, дайте им почувствовать, что вы их цените. Общайтесь ровно даже с непопулярными в коллективе сотрудниками. Вам незачем дружить против них – они не сделали вам ничего плохого.

5. Со своим уставом

Вы привыкли все делать на отлично, выполнять свои обязанности четко и профессионально? У вас за плечами огромный опыт? Ваши ценные наработки способны вывести компанию, в которую вы пришли трудиться, в лидеры? Очень хорошо – возможно, все эти плюсы и решили исход собеседования в вашу пользу. Но еще раз вспомните, что вы на испытательном сроке...

Даже если у вас постоянно возникает отчетливое ощущение, что все вокруг не компетентны, не развиваются как профессионалы, делают кучу ошибок, на первых порах держите подобные соображения при себе. Сначала станьте своим человеком в этом коллективе, а уже потом проявляйте инициативу и вносите предложения, касающиеся, например, более рационального использования рабочего времени. Иначе новые коллеги вряд ли вас поддержат. Не стоит критиковать кого-то из более молодых сослуживцев с позиции своего возраста: «Я старше, я лучше знаю». Это только накалит отношения и повредит общей работе. Будьте спокойны и терпеливы: вы ведь пришли сюда всерьез и надолго, так что ваши знания и опыт обязательно еще будут востребованы.

 

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter