Что означает на практике появление профессионального стандарта для руководителей аптек и могут ли теперь все заведующие работать за первым столом - ставится вопрос в статье, опубликованной на сайте НацФармПалаты.

В начале июня текущего года Минюст РФ зарегистрировал очередные приказы Минтруда РФ:

  • от 22.05.2017 № 427н, утверждающий профессиональный стандарт (ПС) «Провизор-аналитик»;
  • от 22.05.2017 № 428н, утверждающий ПС «Специалист в области управления фармацевтической деятельностью»;
  • от 22.05.2017 № 430н, включающий ПС «Специалист по промышленной фармации в области производства лекарственных средств».

Приказы действуют с 18 июня 2017 г. К сфере фармритейла прямое отношение имеют первые два из них. В данной статье рассмотрим профстандарт специалиста в области управления, во второй части уделив внимание трем практическим вопросам его применения.

Среди разработчиков ПС — Некоммерческое партнерство «Аптечная гильдия» и Союз «Национальная Фармацевтическая Палата»Исполнительный директор этих профессиональных объединений Елена Неволина дает пояснения для наших читателей.

Длинное название

В начале о длинном названии ПС — «Специалист в области управления фармацевтической деятельностью» — аж 6 слов. По словам Елены Неволиной, однозначного термина, лаконичного решения в случае с «фармуправленцем» в данном случае не нашлось.

Во-первых, потому что в приказах Минздрава применяются разные термины — заведующий, директор, начальник (не говоря уже о заместителях), а номенклатуру Минздрава и терминологию нормативно-правовых актов обойти невозможно. «Поскольку в приказах Минздрава обозначен диапазон должностей и имеет место вариативность их названий, — поясняет Елена Неволина, — разработчики нашли объединяющее понятие, которое гармонично встраивается в действующее законодательство».

Таким понятием оказалось «управление фармацевтической деятельностью», поскольку термин «фармацевтическая деятельность» включен в Закон «Об обращении лекарственных средств», а специальность носит название «Управление и экономика фармации (УЭФ)».

Немного общей информации

Приказ № 428н является профстандартом для:

  • директоров/заведующих аптечной организации и их заместителей;
  • заведующих структурными подразделениями (отделами) аптечной организации;
  • заведующих складом организации оптовой торговли лекарственными средствами и их заместителей.

Требования к их образованию и обучению нижеследующие:

  • не менее двух лет работы по специальности «Фармация» при наличии высшего фармобразования или пяти в случае среднего фармобразования;
  • интернатура/ординатура и профессиональная переподготовка по специальности «УЭФ»;
  • наличие сертификата/свидетельства об аккредитации специалиста;
  • обязательные предварительные (при поступлении на работу), периодические и внеочередные медосмотры;
  • обучение по охране труда, пожарной безопасности, подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций (подробнее об этом см. в ссылках 4–6 профстандарта).

С принципом, согласно которому составлен ПС специалиста по управлению, фармспециалисты уже знакомы по предыдущим профстандартам. По каждой из трудовых функций идет перечисление:

а) трудовых действий, б) необходимых умений, в) необходимых знаний,

которыми должен обладать и которые обязан осуществлять специалист. Всё это оформлено в виде таблиц, что удобнее для восприятия, чем обычные тексты.

Всего трудовых функций (далее — ТФ) в профстандарте специалиста по управлению шесть:

  1. Планирование деятельности фарморганизации
  2. Организация ее ресурсного обеспечения
  3. Организация работы персонала
  4. Управление качеством результатов текущей деятельности
  5. Организация информационной и консультационной помощи для населения и медработников
  6. Управление финансово-экономической деятельностью

Действия. Умения. Знания.

Действий, умений, знаний в данном ПС больше 170‑ти. И первый вопрос, который возникает даже прежде знакомства с ними, — должен ли каждый заведующий, или заместитель, или завотделом исполнять все эти действия и обладать всеми этими знаниями и умениями?

Вопрос не праздный. Ведь профстандарты утверждены приказами Минздрава, следовательно, несоответствие их положениям — в данном случае неосуществление тех или иных трудовых действий или отсутствие необходимых знаний, навыков — чревато привлечением к административной ответственности согласно части 1 статьи 5.27 КоАП РФ «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права».

Возьмем, например, 6‑ю ТФ. Почти все перечисленные в ее таблице действия-умения-знания обычно входят в компетенцию директоров, заведующих аптекой, но в то же время они далеко не всегда касаются заместителей и почти никогда не касаются заведующих отделами аптеки. Или, например, 5‑я ТФ включает организацию опросов медработников для выявления их информационных потребностей, а многие ли аптеки делают это? Ну и так далее, подобных примеров из профстандартов можно привести множество.

На случай проверки

Не исключено, что какой‑нибудь чрезмерно ретивый инспектор на этом основании придерется к руководящему аптечному работнику, который, по его мнению, осуществляет не все трудовые действия профстандарта, обладает не всеми перечисленными в нем умениями и знаниями. Будет ли он прав и как от этого защититься?

Ответить на этот вопрос помогают статья 195.3 Трудового кодекса (ТК) РФ «Порядок применения профессиональных стандартов» и пункт 6 письма Министерства труда и социальной защиты РФ от 04.04.2016 № 14–0/10/В-2253. Из них вытекает, что обязательными являются те требования к квалификации работников — то есть действия, умения, знания, — которые, помимо профстандарта, установлены самим ТК, другими федеральными законами, прочими нормативными правовыми актами(постановления Правительства РФ, приказы Минздрава и т. д.). Остальные требования к квалификации носят рекомендательный характер.

Для наглядности проиллюстрируем примером. Одно из трудовых действий в рамках пятой ТФ — прием извещений о нежелательных реакциях на лекарственные препараты. Это действие является обязательным, поскольку оно прописано также в статье 64 «Фармаконадзор» Закона «Об обращении лекарственных средств» и других нормативных правовых актах на эту тему. Таким образом, за неосуществление этого действия могут оштрафовать.

А вот опрос медработников, о котором говорилось выше, другими актами не предусмотрен, поэтому его следует осуществлять в случае рабочей необходимости. Например, если в радиусе километра-двух от городской аптеки нет ни одного медучреждения, то необходимость в этом, скорее всего, отпадает. На случай проверки следует знать, что привлечение к административной ответственности за неосуществление таких рекомендательных (согласно ТК) действий неправомерно.

Кстати, одним из умений специалиста по управлению — в рамках ТФ «Организация работы персонала» — является составление функционально-должностных инструкций (далее — ФДИ) сотрудников. В них, в частности, заносятся и трудовые действия — они же обязанности — фармспециалиста. В связи с этим Елена Неволинаподчеркивает: «Переносить из ПС в ФДИ все трудовые действия необязательно и нецелесообразно. В инструкцию следует включать только те из них, которые действительно необходимы на конкретном рабочем месте».

Можно ли подменить первостольника?

Следующий практический вопрос связан с противоестественной ситуацией, сложившейся в отрасли «благодаря» одной из, мягко говоря, причуд действующего законодательства. Речь идет о том, что имели место случаи привлечения к административной ответственности аптечных руководителей, обладателей сертификата по специальности «УЭФ», когда проверяющие инспекторы заставали их работающими за первым столом, быть может, подменяющими на несколько минут, часов или дней фармацевта или провизора-первостольника.

Согласно «Квалификационным характеристикам должностей работников в сфере здравоохранения» (содержатся в приказе Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 № 541н «Об утверждении единого квалификационного справочника…» (ЕКС)), среди должностных обязанностей заведующего/директора не значатся отпуск лекарственных средств и другие «первостольные действия», а у провизора и фармацевта, обладателей сертификата «Фармацевтическая технология», — значатся. Следовательно, заведующему, как полагают некоторые проверяющие, — чтобы работать за первым столом — надо иметь сертификат технолога. А если его нет, будьте добры быть оштрафованным.

Изменилось ли что‑либо в этом плане после вступления в силу приказа № 428н? Отвечая на этот вопрос, Елена Неволина в первую очередь отмечает, что прямого указания о том, что специалист в области управления должен/может совершать такие действия, как отпуск лекарственных препаратов и фармконсультирование, в новом профстандарте нет. В то же время она подчеркивает, что многие трудовые функции, действия и умения, прописанные в ПС специалиста по управлению, — например, организацию деятельности персонала, мониторинг, анализ деятельности организации, управление качеством и др. — невозможно осуществлять, если у руководителя нет представления о трудовых процессах подчиненных.

Основываясь на этом соображении, Елена Неволина обозначает один из возможных путей решения проблемы. Заведующий аптекой может включить трудовые действия первостольника в свою ФДИ, и на этом основании подменять своего сотрудника, когда тот отлучился или болен.

Проиллюстрируем мысль Елены Неволиной примером. В первую ТФ стандарта включено следующее умение: «проводить анализ методов и способов продвижения лекарственных препаратов и других товаров аптечного ассортимента…». Елена Неволина полагает, что на основании данной нормы профстандарта можно перенести этот фрагмент в ФДИ аптечного руководителя, добавив к нему фразу «путем непосредственного участия в их реализации, приемки, хранения и т. д.».

Еще один важный довод против возможных претензий проверяющих. Согласно п. 5 и «Положения о лицензировании фармацевтической деятельности» (постановление Правительства РФ от 22.12.2011 № 1081), у руководителя аптечной организации должно быть либо высшее фармобразование и стаж работы по специальности не менее 3‑х лет, либо среднее фармобразование и стаж по специальности не менее 5‑ти лет, а также наличие сертификата специалиста.

«Понятно, что в данном случае речь идет о стаже работы по специальности „Фармация“, — уточняет Елена Неволина. — Накопив практический опыт по этой специальности, будущий руководитель получает затем дополнительное профессиональное образование по специальности «УЭФ» и приступает к управлению фармдеятельностью».

Елена Неволина также обращает внимание, что в Положении говорится о наличии сертификата, а не сертификатов. Таким образом, проверяющий — если он знает данную норму Положения и следует ей — обязан понимать, что невозможно стать заведующим аптекой, не пройдя, в частности, через работу первостольником, обладателем сертификата по специальности «Фармацевтическая технология».

Пожелание

С одной стороны, приведенные доводы логичны. С другой — ведь все‑таки штрафуют, потому что аптечные работники нередко имеют дело с инспекторами-крючкотворами.

Отсюда пожелание. У нас ведь уже традиционно повелось — поправлять законы и приказы после их вступления в силу. Абсурдность ситуации с фактическим запретом держателю сертификата «УЭФ» работать за первым столом почти общепризнана. Поэтому было бы очень желательно ее исправить, то есть включить первостольные трудовые действия и умения в ПС специалиста по управлению, внеся изменения в приказ № 428н.

И не только для того, чтобы заведующий и его заместитель могли иногда подменить первостольника. Не следует забывать и об аптеках, обслуживающих сельскую местность, малонаселенные районы. Там руководитель и первостольник зачастую представлены в одном лице. Не стоит и им создавать на ровном месте излишние трудности.

Профстандарт или ЕКС

В заключение ответим на вопрос, чем теперь руководствоваться, приказом № 541 об утверждении ЕКС или профстандартом приказа № 428н. Разъяснения Минтруда на сей счет таковы: руководитель самостоятельно определяет, какой из этих актов он использует, за исключением случаев, предусмотренных иными нормативными правовыми актами РФ.

Это, например, означает, что если заваптекой придерживается профстандарта, то он должен соблюдать нормы 541‑го приказа только в той части, в которой в каком‑либо законе, приказе или постановлении имеется на то прямое указание. Кстати, распоряжением Правительства РФ от 31.03.2014 № 487‑р предусмотрена замена в будущем ЕКС на профстандарты. Это подтверждает и информация Минтруда, в которой, однако, отмечается, что такая замена будет происходить в течение достаточно длительного периода.

Елена Неволина озвучивает еще один довод отдать предпочтение ПС специалиста по управлению. Должностные обязанности директора в ЕКС прописаны таким образом, как будто речь идет скорее о руководителе вообще, а не конкретно фарморганизации. «Преимущество профстандарта не только в том, что в нем трудовые функции, действия и т. д. изложены более подробно, — подчеркивает Елена Неволина, — но и в том, что из их содержания однозначно следует, что это стандарт руководителя именно фарморганизации».

Что ж, два приведенных обстоятельства свидетельствуют в пользу того, что профстандарт более актуален. Еще бы внести в него изменение, о котором говорилось выше… С надеждой ждем новостей от разработчиков.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter