Человек пришел на собеседование. Разговор претендента на вакансию с сотрудником отдела кадров или будущим начальником длится еще совсем недолго, всего  минут 5–10. Но все, по сути, уже решено: симпатичны ли эти люди друг другу, будут ли они дальше общаться, а, возможно, и работать вместе. Что произошло? Откуда получена информацию, позволяющая делать столь далеко идущие выводы? Сработали так называемые стереотипы.

 

Стереотипы  – это некоторые устойчивые представления о том, как должен выглядеть и вести себя человек, обладающий определенными личностными качествами и играющий в обществе ту или иную роль.  Из чего же складывается первое впечатление о человеке?

Внешность. Если человек привлекателен, а выражение его лица – спокойное и доброжелательное, мы, скорее всего, запишем его в разряд «симпатичных» и «приятных». Далее оцениваем рост, волосы, телосложение нового знакомого. Особо следует сказать об осанке. Хорошая ассоциируется с силой, твердостью, уверенностью в себе. Плохая расценивается как проявление не только неуверенности, но и нервозности, зависимого положения человека.

Одежда, прическа, аксессуары. Главное – насколько стиль такого оформления внешности соответствует случаю. Если некто явится на деловые переговоры в спортивном костюме, это, скорее всего, вызовет к нему недоверие, настороженное отношение. Важно также соответствие одежды возрасту человека, его телосложению и т.п. Опрятность, новизна костюма, его предполагаемая цена тоже имеют свое значение. Одежда бедна и поношена? Окружающие сходу сделают вывод о том, что ее обладатель переживает не лучшие времена. А если костюм помят или неопрятен, это позволит заключить, что его владелец не слишком аккуратен или даже не уважает окружающих.

Существуют также устойчивые представления, как должен выглядеть человек, принадлежащий к той или иной профессиональной группе. Так, люди творческих профессий вполне могут себе позволить некоторую небрежность в одежде и лирический беспорядок на голове. Все это подчеркивает их индивидуальность и независимость. Напротив, для представителей деловых кругов, особенно руководителей высокого ранга, предпочтителен строгий, даже консервативный стиль. Одежда призвана засвидетельствовать их ответственность, надежность, добропорядочность.

Так стиль «оформления внешности» может являться как бы подтверждением принадлежности к определенной группе. «Вон тот мужчина в костюме – явно какой-то начальник», - смело предполагают окружающие. «А из этой девушки хорошей секретарши не выйдет – какая-то растрепанная и носит джинсы в обтяжку», - решает руководитель подразделения и отказывает соискательнице в приеме на работу.

Мимика, жесты и переживаемые эмоции. Улыбчивые, доброжелательные люди практически всегда производят хорошее впечатление. Куда хуже оцениваются субъекты, которые кажутся агрессивными, напряженными, резкими. Установлено, что подчиненным более симпатичны те начальники, поведение которых свидетельствует об их уме, доброжелательности и хладнокровии.

Стереотипы основаны на личном опыте каждого из нас, а также общества в целом. И действительно, часто они бывают очень точны, позволяя правильно построить прогноз поведения того или иного человека. Всем знакомы образы «типичного бюрократа», «свободного художника» или «девушки из интеллигентной семьи». Отнеся нового знакомого к одной из известных нам групп, мы получаем возможность действовать по наработанной схеме, так как догадываемся, чего можно ждать от такого человека, каким образом нужно влиять на его поведение.

Но не все так просто. Во-первых, зачислив человека в ту или иную группу, мы могли и ошибиться, уцепившись за ситуативные признаки и упустив более значимые. Например, робкий и застенчивый человек в сложных для него обстоятельствах может повести себя агрессивно, производя впечатление резкого и невежливого (стереотип «типичный хам»).

Во-вторых, наши стереотипы действительно позволяют сделать вывод о принадлежности человека к определенной профессиональной или общественной группе, но такой прогноз будет верен вовсе не на 100%. Не каждый мужчина в очках окажется научным работником; не стоит также ожидать, что поэт – это обязательно высокий длинноволосый юноша.

И, наконец, стоит сказать о стереотипах, которые могут только помешать в оценке. Например, тех, которые связаны исключительно с негативным личным опытом. Новый знакомый похож на вашего недоброжелателя? Ну, тогда он вряд ли вызовет у вас симпатию. Вы, сами того не замечая, перенесете на него отношение, которое вызвал тот, глубоко неприятный вам человек.

Правильно понять других нам часто мешает и собственное эмоциональное состояние. В стрессовой ситуации на свою оценку трудно полагаться – улыбку мы можем расценить как издевательство, а сдержанное отношение принять за скрытую угрозу.

Так какую же роль в общении играют стереотипы – друзья они нам или враги? Польза от них, безусловно, есть: нет никакой возможности (да обычно и не требуется) досконально изучить всех людей, с которыми мы вступаем в контакт. Поневоле приходится ограничиваться самой поверхностной информацией. Другое дело, что стоит особо выделять ситуации, в которых поспешность выводов может привести к серьезным ошибкам.

Вспомним еще раз начальника, который не принял на работу девушку в джинсах. Да, действительно, ее внешний вид не соответствует стереотипу «идеальная секретарша». Но стоит ли только из-за этого отметать данную кандидатуру? Нужно бы проверить еще и деловые качества претендентки – умеет ли она составлять документы, пользоваться компьютером, общаться с людьми. И только потом принимать решение.

Более того. Каждому из нас не худо бы проанализировать, с чем именно связана та или иная оценка нового знакомого. Может быть, вам не понравилось его имя? Или, наоборот, увидев эту обаятельную улыбку, вы даже забыли поинтересоваться документами жулика-профессионала? Были ли у вас случаи, когда первое впечатление оказывалось в корне неверным, а ваше мнение пришлось даже не корректировать, а менять на противоположное? Если да, то приобретите хорошую привычку – спросите себя: «А почему, собственно, этот человек мне так понравился (не понравился)? Какие стереотипы сработали на этот раз?»

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter