В связи с ростом фармацевтического производства в России и активной работой над программой «Фарма-2030», предполагающей дальнейшее развитие отечественной фарминдустрии, в ближайшие годы неизбежно встанет вопрос насыщения отрасли высококвалифицированными кадрами. Какие специалисты будут востребованы, и где фармкомпаниям их искать? На этот вопрос дают ответ представители образовательных учреждений, контролирующих органов и фармкомпаний, участвовавшие во Всероссийской конференции «Дефицит квалифицированного персонала в фармацевтической отрасли. Поиск решений».

Высшее образование как гарантия зарплаты

В каких специалистах заинтересованы сегодня фармпредприятия и где ищут подходящие кадры? Государственный институт лекарственных средств и надлежащих практик (ФБУ «ГИЛС и НП») провел опрос в подразделениях качества, отделах кадров, отделах внутреннего конроля 138 производственных предприятий отрасли. Руководители средних и крупных предприятий заполнили анкеты, оценивая «качество» и свои потребности в специалистах-выпускниках фармвузов.

«Оказалось, что 38% работников, занятых на российских фармпредприятиях, не имеют высшего образования. Правда, в компаниях, связанных с проведением клинических испытаний, высшее образование у 100% персонала, а в связанных с фармаконадзором — у 84%, хотя тоже должно быть 100%. Но, возможно, это лаборанты и иной вспомогательный персонал, – рассказала начальник отдела внешних коммуникаций Анна Плесовских. – Отделы качества обеспечены персоналом с высшим образованием только на 67%».

Обеспеченность аналитиками и контролерами качества сегодня составляет 72%, технологами – 82%. Потребность в этих специалистах все еще велика. Есть потребность и в исследователях, но ожидается, что через 3-5 лет дефицит исследователей уже будет не таким острым.

Несколько сократился дефицит инженеров-технологов, поскольку в последнее время выпускники вузов по этой специальности ежегодно прибывают в отрасль. Но все еще нередки случаи, когда специалистов, работающих в одних компаниях, часто перекупают другие фирмы, доучивая их, исходя их особенностей собственного производства.

По словам Анны Плесовских, сегодня на фармацевтическом рынке России в целом сложилась такая кадровая ситуация, что производителям даже выгоднее принимать на работу специалиста со средним-специальным образованием, а потом доучивать самостоятельно, поскольку у тех, кто имеет высшее образование, часто завышенные запросы по уровню зарплаты.

В целом в 2017 году о дефиците кадров заявили в 71% фармкомпаний, а на 29% производств заявили, что период самого острого дефицита уже пройден и ситуация начала исправляться.

В 2018 году с дефицитом фармацевтов столкнулись 42% фармкомпаний, а 58% заявили, что проблему решили. По мнению работников кадровых служб, более всего требуется дополнительное обучение выпускникам вузов, специализирующимся на валидации, а также специалистам в физико-химических лабораториях.

Несколько снизилась проблема текучести кадров: если в 2017 текучесть была на уровне 80%, то в 2018 году – 65%.

Новые специальности

GMP-инспектор — достаточно новая и привлекательная позиция в фармации, связанная с переоборудованием производства по мировым стандартам. «Уровень такого контролера должен быть не ниже специалиста на производстве, – рассказывает начальник управления по инспектированию производства лекарственных средств и экспертиз ФБУ «ГИЛС и НП» Наталья Чадова. Когда руководители отрасли формировали инспецию, то поняли, что требование для инспектора иметь 3 года работы на производстве или в отделе контроля качества является недостаточным, и подняли планку требований еще на 2 года».

Для отбора претендентов и подготовки инспекторов пришлось просмотреть несколько тысяч резюме, из которых было отобрано 700, а на работу принято «в первый призыв» только 19 человек.

Инспекторов пришлось обучать «с нуля», готовых специалистов не пришло ни одного. Система подготовки предполагала на первом этапе полное погружение в GMP-систему: 280 теоретических часов плюс практические инспекции. На втором этапе была организована подготовка на международном уровне. 25 человек обучались по программе ВОЗ, в том числе в области биотехнологий лекарственных средств и вакцин. Семинары проходили в странах ЕС, в Корее, Японии.

ВУЗ между двух огней

Чему учить и сколько времени нужно сегодня на подготовку специалиста? По мнению представителей вузов, образовательные учреждения оказались буквально в тисках: с одной стороны, есть вполне определенные ожидания фармкомпаний – потенциальных работодателей. С другой стороны, есть образовательные программы, национальная аккредитация специалиста и требования Рособрнадзора. И они совпадают далеко не всегда.

Программа «Фарма-2020» предполагает новые требования ФГОС по промышленной фармации. В разработке стандарта принимали участие 12 вузов из 5 регионов. Создано 98 программ обучения специалистов, и по ним уже подготовлено 1,5 тысячи человек, плюс 500 разработчиков и технологов лекарственных средств. «Уже сейчас ясно, что рынок будет расти, тем не менее, вузы еще не очень четко представляют, сколько и какие кадры им будут нужны, с нуля их готовить или потребуется переподготовка, – обращает внимание проректор по учебной работе Санкт–Петербургского химико-фармацевтического университета Юлия Ильинова. – Мы не знаем, какие компетенции будут востребованы через 4-5 лет, притом, что контрольные цифры подготовки параллельно «срезаются».

Но ведь все понимают, что подготовка специалистов требует времени. Компании хотят эксключивных работников, но дело это дорогое, затратное, но по-другому инноваторов не воспитать. Кто для них подготовит программы? Междисциплинарная подготовка может идти силами педагогов вуза с включением в процесс представителей отрасли.

Вероятно, для обслуживания оборудования потребуются также и кадры со средним специальным образованием. Как их готовить? В техникумах или в отрасли? И вообще, почему сегодня приходится компаниям доучивать и переучивать специалистов? Это недоработка вузов и ссузов? Эти вопросы на сегодня остаются открытыми.

По отзывам преподавателей, в большинстве вузов сегодня нет высокотехнологичного оборудования на кафедрах, и не проводятся специализированные тренинги, с помощью которых можно было бы подтянуть уровень образования и уменьшить разрыв между ожиданиями работодателя и реальностью.

Заглянуть в завтра

Уже сейчас изменяется состав тех, кто приходит повышать квалификацию. По данным директора центра образовательных программ ФГБУ «НЦЭСМП» Розы Ягудиной, с 2008 года обучающие курсы прошли 4 500 слушателей, из них практически половина – специалисты по валидации производственных процессов. В 2018 году среди обучающихся стало больше тех, кому нужны дополнительные знания по регистрации лекарственных перпаратов. Увеличивается доля специалистов из высшего звена, происходит омоложение кадров слушателей, а мотивацией служит желание повысить профессиональный статус. Во многом этому способствовал процесс создания ЕАЭС и интеграция в СНГ.

В ближайшее время будет создана и национальная рамка квалификаций для российского рынка труда и рынка образования, а также будет проводиться независимая оценка квалификаций специалистов. Отраслевые квалификационные системы будут соответсвовать жизненному циклу препаратов — от разработки до утилизации. В России, по словам зам. директора по научной работе Института трансляционной медицины и биотехнологии Первого МГМУ им. Сеченова Натальи Пятигорской, сложилась ситуация, когда практика – в частности, введение GMP – опередила образование.

Но в некоторых вузах, в частности, на фармфакультете РУДН, процесс обучения проходит параллельно с практикой – студенты проходят стажировку на принадлежащих вузу самых передовых производственных участках. «В РУДН есть все производственные участки по процессу создания препаратов. В проекте — создание на базе РУДН участка по производству инъекционных форм ЛС под международную сертификацию», – говорит зав. кафедрой технологии получения лекарств и организации фармацевтического дела факультета повышения квалификации медработников РУДН Римма Абрамович.

Сегодня педагоги резонно задают вопрос: «Известно ли отрасли, как завтра будет развиваться производство?». Какие процессы будут в первую очередь роботизированы? Как компании видят свое развитие через 5-6 лет? Ответы на эти вопросы должны знать и образовательные организации, чтобы понять, как изменится рынок труда, какими будут технологии, и какие специалисты будут востребованы в ближайшем будущем.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter