Взятку принято называть ядром коррупции. Это противоправное деяние и сегодня остается весьма распространенным явлением, несмотря на заметную активизацию борьбы с коррупционными преступлениями в последние годы. Как показывает анализ судебно-следственной статистики, в 2016 году в целом по Российской Федерации было зарегистрировано до 33 тыс. коррупционных преступлений (на 1,4 процента больше, чем годом ранее) и около 330 тыс. правонарушений коррупционного характера и, по мнению Генеральной прокуратуры России, преобладающие тенденции в структуре и динамике коррупции сохранялись и в году минувшем1.

Сказанное в полной мере касается и взяточничества в здравоохранении. Обратимся в этой связи к наиболее показательным примерам правоприменительной практики последних месяцев.

От министра до врача...

Широкий общественный резонанс получило уголовное дело, заведенное против бывшего министра здравоохранения Забайкальского края Михаила Лазуткина, а также одного из его подчиненных. Следственный комитет подозревает главу регионального ведомства в получении взятки в особо крупном размере, и квалифицирует его действия по части шестой статьи 290 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Согласно имеющимся в распоряжении материалам, подозреваемые разработали схему незаконного обогащения при поставке в Забайкалье высокотехнологичного медицинского оборудования. За взятки глава ведомства с его подчиненные обеспечивали «победу» по меньшей мере трем фирмам-поставщикам в соответствующих аукционах. Общая сумма присвоенных денежных средств превышает 17,5 млн рублей.

Расследование уголовного дела продолжается. Отметим, что санкцией части шестой статьи 290 УК РФ за совершение данного преступления предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки (или без такового) и с лишением права занимать определенные должности (заниматься определенной деятельностью) на срок до пятнадцати лет (или без такового) либо в виде штрафа в размере от восьмидесятикратной до стократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности (заниматься определенной деятельностью) на срок до пятнадцати лет.

Другое резонансное расследование было завершено по уголовному делу в отношении бывшей главы отдела материально-технического обеспечения ФГКУ «Поликлиника № 3» Федеральной таможенной службы. Она обвиняется в получение взятки за незаконные действия (ч. 3 ст. 290 УК РФ), а также в преступлениях, предусмотренных частью первой статьи 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями) и частью первой статьи 293 УК РФ (халатность).

По версии следствия, обвиняемая при осуществлении закупок для обеспечения нужд вышеназванной медицинской организации подписывала фиктивные акты выполненных работ, товарные накладные, подтверждающие поставку товаров, не соответствующих техническому заданию, получая за это от «исполнителей» и «поставщиков» денежные средства, которыми впоследствии распоряжалась по своему усмотрению. В результате незаконных действий причинен ущерб на сумму около 2 млн рублей.

В ближайшее время рассмотрением этого дела займется суд. Максимально строгое наказание за данное преступление – лишение свободы на срок до восьми лет со штрафом (с лишением права занимать определенные должности (заниматься определенной деятельностью) или без такового).

Еще одно расследование, закончившееся обвинением во взяточничестве медицинских работников, завершено в городе Вологда. Вологодский городской суд постановил обвинительный приговор в отношении бывшего главного врача областного бюджетного учреждения здравоохранения «Вологодская городская поликлиника № 4» по фактам совершения им не менее шести преступлений, предусмотренных статьей 290 УК РФ (см. ранее). Следствием и судом установлено, что при исполнении должностных обязанностей подсудимый неоднократно получал взятки от подчиненных – как за общее покровительство, так и попустительство по работе.

Кроме того, выяснилось, что бывший главврач, злоупотребляя своими полномочиями, направлял на работу подчиненных врачей-специалистов в стороннюю и, подчеркнем, подконтрольную ему медицинскую организацию (руководителем последней являлась супруга подсудимого). Оплата работы врачей-специалистов в интересах сторонней организации осуществлялась за счет бюджетных средств, размер причиненного материального ущерба оценен в более чем 21 млн рублей.
Суд назначил подсудимому наказание в виде пяти лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима со штрафом в размере 5 млн рублей и с лишением права занимать должности в государственных органах, органах местного самоуправления, органах (организациях) здравоохранения, связанные с осуществлением административно-хозяйственных и организационно-распорядительных функций, сроком на 3 года. Кроме того, приговором суда удовлетворены исковые требования государственного обвинения о взыскании с подсудимого суммы причиненного материального ущерба (см. выше) в полном объеме.

Об ответственности взяткодателей – юридических лиц

Уголовным законодательством, наряду с ответственностью за получение взятки, установлена также ответственность физических лиц (в том числе являющихся должностными лицами государственных (муниципальных) организаций либо лицами, осуществляющими управленческие функции в коммерческой организации, см. соответствующие примечания к статьям 285 и 201 УК РФ) за дачу взятки или посредничество во взяточничестве (статьи 291 и 291.1 УК РФ). Что касается ответственности взяткодателей – юридических лиц, то таковая предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, при установлении вины должностного лица, лица, осуществляющего управляющие функции (см. ранее), в совершении преступления, выразившегося в даче взятки либо посредничестве во взяточничестве, свою долю ответственности будет нести и работодатель такого лица. Последнее также находит свое подтверждение в примерах правоприменительной практики.

Так, некоторое время назад одним из подразделений прокуратуры Челябинской области в ходе проверки соблюдения законодательства о противодействии коррупции был выявлен факт передачи представителем общества с ограниченной ответственностью ЧОП «Грифон-1» незаконного вознаграждения главному врачу Коркинской городской больницы № 2 (за заключение контрактов с единственным поставщиком охранных услуг, минуя процедуру проведения конкурса). Отметим заодно, что еще в конце июля прошлого года Коркинским городским судом руководитель названной медицинской организации был признан виновным в получении взятки и осужден по части третьей статьи 290 УК РФ (см. ранее).

По факту передачи незаконного вознаграждения в отношении ООО ЧОП «Грифон-1» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью первой статьи 19.28 КоАП РФ (незаконное вознаграждение от имени юридического лица). Постановлением мирового судьи на общество наложен штраф в размере 500 тыс. рублей.

Под занавес минувшего года стало известно о привлечении к административной ответственности за совершение аналогичного правонарушения общества с ограниченной ответственностью «Медклуб» (г. Москва), в интересах которой ее руководителем дважды передавались денежные средства главному врачу одной из столичных поликлиник с целью оказания содействия в продлении срока договора аренды нежилого здания (предположительно использовавшегося коммерческой организацией для целей оказания платных медицинских услуг 2), сохранении прежней арендной платы. В отношении получателя взятки, как и в вышеприведенных примерах, возбуждено и расследуется уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного пунктом «в» части пятой статьи 290 УК РФ (получение должностным лицом взятки в крупном размере).

Кроме того, было возбуждено дело об административном правонарушении в отношении названной коммерческой организации. Вступившим в законную силу постановлением мирового судьи ООО «Медклуб» привлечено к административной ответственности (за совершение правонарушения, предусмотренного частью первой статьи 19.28 КоАП РФ, см. ранее) в виде штрафа в размере 600 тыс. рублей.
____________

1 См. материалы заседания коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, состоявшейся 14 марта 2017 г. // www.genproc.gov.ru.
2 О текущей ситуации с безопасностью и качеством платных медицинских услуг см. специальный обзор, готовящийся к опубликованию на следующей неделе.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter