Современному здравоохранению не обойтись без цифровизации. Но говорить о близости к её полному внедрению специалисты отрасли пока не спешат. Этому препятствуют законодательные, организационные и иные сложности.

ИТ в здравоохранении – важный проект государства

К развитию информационных технологий в России на государственном уровне подходят очень серьёзно. Задачи по цифровизации включены в национальный проект «Здравоохранение». На ближайшие несколько лет запланировано создание Единого цифрового контура здравоохранения на базе ЕГИСЗ, который должен объединить всю ИКТ-инфраструктуру медицинских организаций, МИС и региональные ГИС с ЕГИСЗ. К нему будут подключены все 70 тыс. медицинских организаций. Паспорт федерального проекта уже разработан и согласован со всеми ведомствами и субъектами.

МИС должны будут отвечать единым требованиям Минздрава. Их главная задача – информационная поддержка врача и помощь в лечении пациента.

Предполагается, что в регионах все сервисы объединятся в цифровые платформы, связывающие медицинскую помощь с лекарственным обеспечением и социальной поддержкой.

В ЕГИСЗ можно будет найти единую нормативно-справочную информацию, федеральные реестры врачей, медицинских организаций, оборудования и обезличенную информацию из медицинских карт, сохраняемую в аналитических и практических целях.

В дальнейшем запланировано подключение к Единому цифровому контуру частных и ведомственных клиник, для которых такая интеграция станет необходимым условием получения лицензии на медицинскую деятельность.

Но, с другой стороны, итоги первого года после подписания закона о применении цифровых технологий в здравоохранении показывают, что их внедрение ставит новые задачи, а также требует решения некоторых весьма сложных вопросов.

Большие возможности и немалые сложности

О том, какие возможности открывает цифровизация, в своём выступлении на конференции «IТ в здравоохранении 2019» рассказал Степан Лебеденко, директор по региональному развитию компании «Смарт Дельта системс», выполнившей интеграцию региональных медицинских информационных систем в учреждениях здравоохранения Волгоградской и Тульской областей. Кроме функционирования электронной регистратуры и ЭМК (2й и 3й степени формализации), у медучреждения появляется возможность интегрироваться с различными ведомствами: с ПФР для формирования перечней льготных категорий граждан, с ФСС для оформления листков нетрудоспособности, с бюро МСЭ, с региональными аптеками для использования электронных рецептов, региональными ФОМС, службами лабораторных исследований, системами маршрутизации онкобольных и с ЕГР ЗАГС для оформления свидетельств о смерти. Но не всё происходит так гладко, как хотелось бы.

Объективная реальность говорит о том, что регионам сегодня очень непросто подключиться к ЕГИСЗ – порой это превращается в настоящий квест, отметил руководитель направления по работе с государственным сектором агентства CNews Антон Кураш. Среди наиболее острых проблем он назвал невозможность для врачей полностью отказаться от бумажного документооборота, а также то, что МИС, по их словам, сегодня усложняет, а не упрощает их работу, так как они испытывают двойную нагрузку.

По данным Минздрава за декабрь 2018 года, лишь 4% граждан имеют доступ через ЕПГУ к медицинским документам, а к 2024 году эта цифра должна увеличиться до 100%. Какие же сложности необходимо преодолеть?

По словам президента Национальной ассоциации здравоохранения Дмитрия Кондратенко, основная загвоздка – это дефицит квалифицированного персонала. Когда утверждался закон о телемедицине, была надежда на решение проблемы нехватки ускоспециализированного персонала в малых и средних городах. Принятие закона позволяет терапевтам и фельдшерам связываться с крупными федеральными центрами и консультироваться со специалистами, но на этом пути оказалось множество преград. «Консультация возможна только как второе мнение по конкретному случаю, а у нас как раз проблема в регионах с первым мнением, где нам взять второе? <…> Соответственно, закон о телемедицине никак не решает проблему дефицита кадров в малых и средних городах России», – резюмировал он.

По мнению Дмитрия Кондратенко, нужно принять закон о лицензировании врачей. После этого он предлагает снять с них ряд государственных ограничений, из-за которых 50% времени врача уходит на тщательное заполнение бумаг. Это подрывает доверие пациентов к врачу как к специалисту. Это доверие необходимо восстанавливать, повышая уровень и качество специалиста с одной стороны, и усиливая ответственность врача с помощью лицензирования, с другой. В этом случае необходимость в излишних барьерах отпадёт, уверен он.

Говоря о сложностях с интеграцией с ЕГИСЗ и ТФОМС, Степан Лебеденко упомянул об архитектурных проблемах реализации федеральных сервисов: разные требования к протоколам в зависимости от региона и частые смены протоколов, дублирование сервисов в некоторых учреждениях, необходимость передавать документы большого размера с изображениями в синхронном режиме – существующие ограничения в системе ЕПГУ (12-40 секунд для синхронной передачи данных) не всегда позволяют это осуществить, притом, что документ еще необходимо зашифровать. Эксперт также сообщил об отсутствии аппаратных ресурсов у учреждений для хранения электронных документов. Законом установлен 25-летний срок их хранения, а за год их накапливается от 5 до 7 Тб.

Также заслуживают внимания проблемы интеграции коммерческих клиник, которые, согласно Постановлению №555 Правительства РФ, являются поставщиками данных в ЕГИСЗ. Степан Лебеденко отмечает, что из-за административных пробелов (не утверждена форма заявки) в этом вопросе могут возникнуть задержки.

Искусственный интеллект – помощник или руководитель?

Помимо сложностей с подключением к единой электронной системе, огромные сомнения у врачей вызывает Система поддержки принятия врачебных решений (СППВР). С одной стороны, искусственный интеллект может помочь, подсказав тот или иной алгоритм лечения, или напомнив о необходимости контроля, в зависимости от результата анализов или обследований. Это существенно облегчит врачу работу. С другой стороны, пока неясно, чьё мнение является приоритетным в случае разногласия – врача или искусственного интеллекта? И не будет ли так, что если пациент умер в результате врачебной ошибки, врач должен будет понести наказание, а если это произошло «по инструкции» СППВР, хотя у специалиста было иное мнение, то это будет считаться нормальным?

Эксперты считают, что экспертная система, безусловно, нужна, но её стандарты лечения должны быть едиными и закреплёнными на законодательном уровне. Сейчас этого нет. И учитывая, что ответственность за лечение несут врач и лечебное учреждение, экспертные системы на основе искусственного интеллекта должны рассматриваться только как второе мнение, то есть быть врачу помощью, а не его заменой, к такому мнению пришли участники конференции «IТ в здравоохранении 2019».

Безопасность превыше всего

Учитывая объёмы данных, получаемых при использовании электронных документов, предпочтение сегодня чаще всего отдаётся облачным технологиям их хранения. К преимуществам облачных платформ относятся быстрая скорость их развёртывания и отсутствие расходов на сворачивание, возможность использования промышленных решений, высокая скорость реагирования на инциденты и т.д., сообщил Иван Гусев, представляющий компанию IBS DataFort. Однако для систем, где передаются личные данные, а также банковские, страховые и другие данные, должна быть обеспечена безопасность в соответствии с требованиями ФЗ-152 «О персональных данных».

До телемедицины пока далеко

Итак, несмотря на принятие закона о телемедицине в России говорить о полной цифровизации здравоохранения пока рано, считают эксперты. Сегодня мы можем наблюдать лишь её элементы: упрощение коммуникации, информатизацию, но это еще не телемедицина. И дальнейшее углубление в этом направлении открывает всё новые вопросы, решать которые необходимо уже сегодня.

 

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter