В России продолжается активный процесс смены систем оценки профессиональных навыков медицинских работников: сертификация врачей заменяется аккредитацией, а месячные сертификационные циклы — непрерывным медицинским образованием. С какими же проблемами столкнулись врачи после запуска новой системы?
Проблемы аккредитации врачей
Формально система аккредитации врачей заработала еще 1 января 2016 года. Однако страна оказалась к ней не готова – ни нормативно, ни финансово, ни организационно. Если в прошлом году первичную аккредитацию прошли выпускники стоматологического и фармацевтического факультетов медвузов страны, то с этого года в аккредитацию вступают так называемые «крупные» факультеты – выпускники лечебного и педиатрического факультетов. С 2018 года в систему вольются выпускники бакалавриата, сестринских факультетов, выпускники ординатуры и врачи, прошедшие профессиональную переподготовку.
«Предательство» со стороны медвузов
Одна из главных проблем – неготовность системы медицинской профессиональной подготовки следовать за новыми образовательными стандартами, которые, к слову сказать, были утверждены только в прошлом учебном году. Как подчеркивает проректор Тюменского государственного медицинского университета Ольга Фролова, система образования не может измениться мгновенно, и за такой короткий срок подготовить опытного специалиста невозможно.
Проблема неустойчивости системы образования волнует не только действующее медицинское сообщество, которому предстоит столкнуться с периодической аккредитацией. «Выпускники медвузов расценивают переход на новую систему, как определенное предательство со стороны учебных заведений, — пояснила проректор ТГМУ. — Они поступали на другие стандарты, и теперь не видят для себя возможности построить карьерную траекторию по системе, отработанной в течение десятилетий. Теперь студенты должны выходить на некую «мифическую» должность «врач терапевт участковый» или «врач педиатр участковый» что, разумеется, резко ограничит их функциональные возможности. Практическое здравоохранение тоже испытывает неуверенность в новых кадрах, так как выпускники приходят без опыта интернатуры, однако сразу начнут выполнять полноценные функции лечащего врача».
Что же касается самой методики прохождения аккредитации, добавила Фролова, то она будет представлять из себя тестирование и проверку практических навыков в условиях, максимально приближенных к реальным. В случае аккредитации специалистов собеседование будет заменено на профессиональное и образовательное портфолио, однако до тех пор, пока процедура периодической и специализированной аккредитации не будет окончательно утверждена, эти мероприятия будут проходить по методике первичной аккредитации выпускников медвузов.
Бойкот работы и самороспуск комиссий
Кстати, во время процедуры первичной аккредитации учебное заведение, выпускающее студента, не будет иметь доступ к месту проведения экзаменов — тестирование будет проводиться только в присутствии аккредитационной комиссии, состоящей из представителей общественных организаций и работодателей. Все члены комиссии работают бесплатно, подчеркнула Фролова. Оплата этого вида детальности запрещена категорически. К сожалению, как только работодатели и общественные организации узнают, что их работа не будет оплачена, возникают проблемы. В некоторых городах члены комиссии бойкотировали аккредитацию, после чего процесс был остановлен до формирования нового состава. Кроме того, частные аптечные организации не готовы предоставлять своих работников для работы в комиссиях с отрывом от выполнения своих функций, тем более, что с увеличением числа медработников, обязанных пройти аккредитацию, работа в комиссии может занимать месяц.
Аккредитация образовательных учреждений
После прохождения процедуры подтверждения соответствия медицинские работники окажутся внутри системы непрерывного медицинского образования и за следующие 12 месяцев должны будут набрать 50 образовательных часов. Из них 36 часов – обучение в образовательных организациях и 14 часов — образовательные мероприятия в общественных структурах. И здесь, по словам проректора, необходимо обратить особое внимание на то, что образовательные организации, предоставляющие сертификаты о прохождении обучения, сами должны быть аккредитованы.
«В настоящее время предлагается множество конференций, которые на деле оказываются спекуляций, — отметила проректор Тюменского ГМУ. — Поэтому все мероприятия такого рода обязательно нужно проверять по реестрам образовательных организаций». Впрочем, добавила она, подобные проблемы стабилизации программы и качества ее выполнения характерны для любого переходного периода. Уже к 2021 году регулярная аккредитация для специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием войдет в рутинную систему и примет тот самый вид, который, по логике Минздрава, позволит значительно улучшить профессиональные качества российских медицинских работников. Впрочем, удастся ли министерству достичь своей цели, будет понятно не раньше, чем через пять лет.
Проблемы НМО
Не меньше вопросов вызывает и программа повышения квалификации и профессиональной переподготовки, считает завкафедрой медицины катастроф Московского государственного медико-стоматологического университета Николай Ярыгин.
Схема оценки специалистов в настоящее время зависит от сроков ее проведения. Если сертификат получен до 1 января 2016 года, то дальнейшее образование будет проходить либо по классической схеме (обучение раз в пять лет в течение 144 часов и последующий экзамен), либо в рамках пилотного проекта непрерывного медицинского образования, по которому уже пытаются работать образовательные учреждения. Если сертификат получен после 1 января 2016 года, то образовательный процесс будет проходить по индивидуальному пятилетнему плану, включающему 250 часов занятий (50 часов ежегодно). При этом неясно, справятся ли с таким планом учебные учреждения, так как контингент обучающихся специалистов увеличится к 2020 году в три раза.
Не больше трех
Прежде всего, медработник должен зарегистрироваться на портале непрерывного медицинского образования. И здесь начинаются вопросы. На портале НМО можно указать только три специальности, которыми владеет медработник в рамках своего профиля. Однако многие врачи владеют четырьмя и более специальностями. Как регистрироваться в этом случае, совершенно непонятно, говорит Николай Ярыгин. Кроме того, неясно, должны ли учебные часы распределяться на все три специальности, или необходимо тратить по 50 часов на каждую дисциплину. Это весьма актуальный вопрос, подчеркивает он, так как преподаватели высшей школы должны проходить аккредитацию и по этому виду деятельности. В этом случае на выполнение своих должностных обязанностей у них практически не остается времени.
Еще одна проблема — отсутствие возможности внести в личный кабинет на портале данные о ранее полученных сертификатах, выданных за участие в образовательных мероприятиях. «Лично мне соответствующую ячейку обнаружить не удалось. Следовательно, сертификаты, полученные до появления аккаунта на портале, останутся незарегистрированными», - говорит Николай Ярыгин.
Другая проблема состоит в том, что зарегистрированный пользователь обязан заключить договор с образовательным учреждением, которое выстраивает программу пятилетнего обучения. Однако как именно выстраивать эту программу, учебные заведения не знают, тем более что примерных программ, которые можно переработать в соответствии со специальностью, до сих пор нет. Более того, создавать такие программы пока практически не для кого — на портале зарегистрировано крайне мало специалистов.
Недостаток образовательных семинаров
Серьезной проблемой для врача может стать ограниченное количество образовательных мероприятий в рамках его специальности. Как известно, минимум 36 часов в год врач должен потратить на обучение в образовательном учреждении и 14 — на участие в аккредитованных образовательных конференциях. Но если такие направления, как терапия и кардиология проявляют в достаточную активность, то в других специальностях конференции носят разовый характер. В частности, количество сертифицированных конференций по терапии составляет примерно 250 в год, тогда как по травматологи планируется всего две, причем одна в Казани, а другая – в Ярославле. А сертифицированных конференций по таким специальностям, как мануальна терапия, иглотерапия нет вообще. В большинстве случаев слушатели посещают смежные мероприятия, большинство из которых на самом деле даже не сертифицированы. Например, ежемесячные заседания общества хирургов, на которых проходят образовательные конференции, предоставляют участникам определенное количество баллов, но так как само общество не сертифицировано, эти баллы в итоговое портфолио не войдут.
Аккредитацию планируется поводить во многих образовательных учреждениях, однако главные врачи в Москве уже заявили о том, что намерены брать на работу специалистов, прошедших тестирование только в определенных вузах, таких как Первый МГМУ имени И.М. Сеченова, и Российская медицинская академия последипломного образования. Но в этом случае с учетом всех врачей, которые работают в Москве, оба учреждения ежедневно должны пропускать через себя триста человек, включая субботу и воскресения, работая без перерывов и выходных — с таким потоком справиться физически не возможно.
Представляет проблему и отсутствие понимания, как будет проводиться аккредитация врачей, проучившихся по определенной программе. Многие медработники являются узкими специалистами в рамках своего профиля, а значит, имеют квалификацию в определенных направлениях, не затрагивая остальных векторов отрасли. Будут ли образовательные программы разбиты на конкретные дисциплины, и как они будут обновляться каждые пять лет, до сих пор непонятно.
Оплата образования
Важным аспектом, тормозящим процесс непрерывного медицинского образования, могут стать проблемы с возможностью выполнения учебно-производственного плана, особенно в тех районах России, где количество конференций минимально, или доступность обучения медработника ограничена в силу больших расстояний. Кроме того, ряд клиник не намерен отпускать своих работников в длительный отпуск на период обучения. В этом случае положение может спасти дистанционное обучение в совокупности со снижением объема госзадания по дополнительному профессиональному образованию.
Наконец, важный вопрос — оплата образования медработников. Согласно программе, аккредитация врачей должна проходить за счет средств ОМС, однако современная система страхования к этому не готова. Средства ФОМС, выделяемые на образование, входят в ту же расходную часть, что и средства на ремонт, закупку оборудования и приобретение лекарственных препаратов. Главный врач, которому необходимо обеспечить больницу лекарствами и медикаментами, в первую очередь покроет именно эти затраты. В итоге на образование медперсонала, особенно в больших клинках, практически не остается средств, хотя для руководства клиники должно быть очевидно, что качество медицинской помощи полностью зависит от качества полученных медработником знаний и умений, и не может быть выше, чем уровень образования врача.
Все эти проблемы требуют оперативного решения — если существующие недочеты в ближайшее время не будут устранены, реализация проектов непрерывного медицинского образования и аккредитации врачей может оказаться под вопросом.