Развитие телемедицины значительно упрощает жизнь врачам и пациентам медучреждений. Для чего нужны телекоммуникационные технологии и в чем особенность их функционирования в крупном медицинском центре федерального значения? Об этом рассказывает зав. кафедрой анестезиологии и реаниматологии Института усовершенствования врачей ФГБУ «Национальный медико-хирургический Центр им. Н.И. Пирогова» Михаил Замятин.

Телемедицина – это не особый вид медицины

Телемедицину следует понимать как оказание медпомощи с применением телекоммуникационных технологий, а не как отдельный вид медицины, подчеркивает Михаил Замятин. Именно тогда она будет приносить пользу.

По словам заведующего кафедрой, телемедицина нужна, прежде всего, для коррекции лечения после очного визита, для мониторинга и ответов на вопросы. И хотя существует законодательный запрет на постановку диагноза дистанционно, это не означает, что человек не может спросить врача, например, о возможности посещения бассейна или употребления одного-двух бокалов вина с учетом показателей давления. Для того чтобы выяснить такие вопросы, не надо записываться к врачу и идти лично на прием.

Удобство для врача и пациента

Технологии дистанционной коммуникации нашли широкое применение в приемном отделении НМХЦ им. Н.И. Пирогова. Главным в телемедицине, по словам Замятина, должно быть удобство взаимодействия врача и пациента, а не применение неких гаджетов.

Приемное отделение является местом первой встречи пациента и врача, и именно здесь при выписке пациент получает дальнейшие рекомендации. Использование технологий телемедицины помогает сэкономить время и средства, и к тому же решает целый ряд проблем, таких как отбор пациентов для госпитализации по соответствующим критериям, подготовка пациента к операции, составление программы реабилитации и контроля за состоянием больного.

В рамках самого медучреждения применение телемедицинских технологий решает задачу дистанционного взаимодействия между отделениями, идентификации врача и пациента, и документирования совершаемых ими действий.

Системы телеконференцсвязи, внедренные в крупном медицинском центре, служат для взаимодействия между врачом и пациентом (консультация) и между врачами (консилиум).

Какие информационные платформы являются наиболее предпочтительными? По мнению Михаила Замятина, применение закрытых от общественных сетей систем в медучреждении не вполне удобно, поскольку они или дороги, или сложны в плане технической поддержки, а это значит – полностью зависят от человеческого фактора. Если в системе произойдет сбой и что-то пойдет не так, исправить это сможет далеко не каждый IT-специалист. В результате нарушится расписание приема пациентов, что неприемлемо для телемедицинской помощи.

Интерфейс медицинской информационной системы (МИС) НМХЦ им. Н.И. Пирогова имеет свою особенность – он представлен сразу на двух экранах: на одном происходит дистанционное взаимодействие, а другой используется самой системой для учета проведенных консультаций и консилиумов.

С помощью телемедицины может быть организован и процесс реабилитации выписывающихся из стационара пациентов. Правда, подходит такая возможность не всем. К пациенту одновременно выезжает медсестра, специалисты-реабилитологи, устанавливающие специальную компьютерную программу и обучающие работе с ней. Реабилитация происходит в домашних условиях, но при этом поддерживается регулярная обратная связь с лечащим специалистом. Прохождение реабилитации контролируется посредством телемедицины, оценивается и фиксируется в медкарте.

Электронная подпись

Согласно новому закону, в телемедицинскую систему допускается только тот медперсонал, который прошел идентификацию. Для того чтобы установить, кто именно из медработников проводит ту или иную конференцию или консультацию, предусмотрена авторизация с помощью электронной подписи. Но в МИС крупного учреждения задействовано много врачей, поэтому стоимость их электронной регистрации, а также лицензионного программного обеспечения будет довольна высока, и эти траты руководству центра необходимо закладывать в расчеты.

Не только врач, но и пациент тоже может зарегистрировать свою электронную подпись в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) на интернет-ресурсе «Госуслуги», и таким образом получить доступ в свой личный кабинет. Здесь доступна для изучения электронная медицинская карта, а также результаты анализов и других исследований.

Что немаловажно, данные пациента в МИС полностью защищены. Информация в личном кабинете находится в деперсонализированной форме. При этом все персональные данные хранятся на внутренних серверах медучреждения в МИС, и не выходят за пределы центра. У пациента есть возможность получить данные о себе по требованию, но после того, как их отфильтрует и приведет в надлежащий вид врач. Весь процесс организован таким образом, чтобы исключить вмешательство пациентов в медицинскую базу данных.

Если пациент официально зарегистрировал свою электронную подпись через ЕСИА, то медучреждение может оказывать полноценные телемедицинские услуги в полном соответствии с порядком оказания помощи.

Чтобы не допустить дискриминации очных пациентов, запись на консультацию в НМХЦ им. Н.И. Пирогова проводится общая, отличие только в доступе к личному кабинету. После завершения телемедицинской консультации врач вносит необходимые данные в МИС учреждения и прикрепляет их к личному кабинету пациента. Только в таком случае услуга считается выполненной, и подлежит учету и оплате.

Сложности идентификации и аутентификации врачей

Применение на практике телемедициснких технологий позволило выявить некоторые моменты, которые нуждаются в дальнейшей проработке. Так, после идентификации и аутентификации врача в ЕСИА пациентам видны только его имя и личные данные. Но для проведения консультаций и консилиумов важно иметь подтверждение, что этот человек имеет право оказывать медицинские услуги. Пока такого функционала нет. Один из возможных вариантов – использование для этой цели Федерального регистра медицинских работников. Но без системного подхода сделать это даже в рамках такого крупного медицинского центра невозможно.

И хотя многие вопросы, прежде всего, связанные с организацией доступности телемедицины, еще остаются открытыми, основные шаги к ее широкому использованию уже сделаны. На примере Национального медико-хирургического Центра им. Н.И. Пирогова видно, что телемедицина постепенно становится частью рутинной практики, облегчающей работу врачей и помогающей пациентам.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter