Вопрос качества медицинской помощи не теряет своей остроты. Можно ли объективно оценить этот фактор и если да, то как именно это сделать? Об эксперименте на этом поле рассказывает руководитель Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения Михаил Мурашко.

Зачем это нужно

В год в России стационарное лечение получают около 30 млн человек, 120 млн — обращаются за помощью в поликлиники, и эти цифры последние несколько лет стабильно увеличиваются. Вместе с ними растет число обращений от населения в надзорные ведомства. Люди становятся более информированными, грамотными, понимают, что имеют право на качественную бесплатную медицинскую помощь, и учатся это право отстаивать.

Когда мы покупаем какой-то товар, то знаем, какого качества ждем. Мы четко понимаем, как он должен выглядеть, какой у него вкус и цвет. Так и медицинская помощь должна иметь определенный формат, чтобы мы понимали: да, была оказана именно та услуга, которая требовалась.

Экспертная оценка

Эксперты оценивают качество медицинской помощи в рамках ведомственного, внутреннего контроля, а также контроля в системе ОМС. Чтобы эксперт мог быть привлечен к проведению ведомственного контроля, он должен пройти аттестацию.
Численность таких специалистов год от года увеличивается. Если в 2015 году в реестре аккредитованных экспертов числилось более 2 тыс. человек, то в 2017 –м — уже более 3 тыс. Сегодня мы можем проводить экспертизу в отношении практически всех видов медпомощи, и в конечном счете — выдать обоснованное заключение, насколько объем оказанной помощи соответствовал установленным требованиям.

К сожалению, этого мало.

Прежде всего, мы можем эффективно работать не по всем направлениям, особенно это касается частной медицины.

Но главное — численность экспертов нельзя увеличивать бесконечно. Я уже упоминал, сколько человек в нашей стране ежегодно проходят лечение в стационарах, а сколько обращаются в поликлиники. Разве можно проконтролировать то, как была оказана им медицинская помощь, с помощью одних только экспертов? Понятно, что без автоматизированной системы ничего не получится.

Процессный подход

Самый современный подход к оценке качества медицинской помощи – процессный с привлечением клинических индикаторов. В мире не так много стран, где он применяется, и Россия — одна из них. Именно процессный подход позволяет в полной мере не только оценить результат медицинской помощи, но и выполнить анализ ошибок в случае его недостижения.

Процессный подход реализуется через несколько направлений: порядок оказания медпомощи, клинические рекомендации и стандарты для оплаты. Его обязательным условием является наличие отработанной системы целей, задач и протоколов медицинской помощи.

Пилотный проект

Примеры успешного внедрения автоматической системы контроля качества всех процессов, происходящих в медицинской организации, в России уже имеется. Такая система действует в Федеральном центре сердечно-сосудистой хирургии в Астрахани.

Центр полностью компьютеризирован. Система позволяет управлять кадрами, финансовыми ресурсами, держать под контролем всю деятельность учреждения, получать информацию о состоянии пациентов и работе медицинского персонала, контролировать запасы препаратов и расходных материалов.

Техника осуществляет непрерывный контроль за работой оборудования и систем жизнеобеспечения. Критерии качества оказания помощи формируются в автоматическом режиме, при этом имеется возможность узнать результат лечения каждого пациента.

Информационные системы— это то, без чего сегодня здравоохранение жить не сможет Смена парадигмы контроля по управлению и обеспечению качеством уже произошла в промышленности и происходит сегодня в здравоохранении.

Понятные и правильные требования сегодня структурированы и доступны на сайте Росздравнадзора в перечне обязательных требований для всех аптечных, дистрибьюторских и медицинских организаций. Сегодня мы переходим на систему понятных критериев в виде контрольных листов, и каждая организация может оценить себя.

Первый наш пилотный проект стартовал два года назад совместно с Национальной медицинской палатой. Он показал, что система менеджмента качества в медучреждениях позволяет добиться реальных результатов.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter