Несмотря на принимаемые меры, при оказании медицинских услуг по-прежнему допускается немало нарушений. Об этом свидетельствуют, в частности, данные, обнародованные Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор)1.

На протяжении последних 12 месяцев информация о нарушениях, допускаемых при оказании медицинских услуг, поступала как от органов, уполномоченных на осуществление контроля (надзора) в установленных сферах деятельности (включая Росздравнадзор2), так и непосредственно от граждан. В связи с последним замечанием отметим, что из общего числа полученных Роспотребнадзором в минувшем году обращений 2,8 процента приходится именно на обращения по вопросам ненадлежащего оказания медицинских услуг, причем девять из десяти обращений касаются качества и безопасности медицинских услуг, их лекарственного обеспечения. Для сравнения: это примерно на треть больше числа обращений по вопросам услуг общественного питания и почти в два раза больше числа обращений по вопросам туристических услуг. При этом по сравнению с 2017 годом общее число обращений по вопросам медицинских услуг увеличилось на 1,5 процента; три из четырех таких обращений направлены потребителями услуг, остальные – органами власти различных уровней.

По результатам рассмотрения 307 обращений были назначены проверки. Таким образом, в минувшем году каждая четвертая проверка, проведенная Роспотребнадзором на предмет соблюдения обязательных требований при предоставлении медуслуг, была инициирована заявителями.

*          *          *

Несмотря на значительное снижение в прошлом году общего числа проведенных Роспотребнадзором проверок, что связано с внедрением в контрольно-надзорную практику так называемого риск-ориентированного подхода3, по итогам каждой из них в среднем выявлено на 20 процентов больше нарушений обязательных требований предоставления медицинских услуг, чем годом ранее. Всего же, если следовать данным, представленным в докладе, в минувшем году в отношении медицинских организаций, предоставляющих те или иные медуслуги, было проведено почти 6,3 тыс. внеплановых проверок.

Нарушения обязательных требований были выявлены более чем у 3,1 тыс. медицинских организаций, что составляет 46,4 процента от общего числа проверенных. Общее число выявленных нарушений – 4,3 тыс., при этом свыше 700 из них содержат признаки административного правонарушения, что отражено в соответствующих протоколах. Материалы 536 проверок направлены в органы прокуратуры для принятия мер прокурорского реагирования. В отношении 320 нарушителей информация направлена в правоохранительные органы.

Наиболее распространенные виды нарушений следующие:

  • низкая доступность и (или) качество предоставления медицинских услуг;
  • осуществление медицинского вмешательства без получения на то добровольного информированного согласия пациента;
  • отказ в предоставлении медицинских услуг (оказании медицинской помощи).

Кроме того, при проверке соблюдения обязательных требований оказания бесплатной медицинской помощи было выявлено свыше 400 случаев нарушения соответствующих государственных гарантий, что на практике обернулось для пациентов необоснованной заменой бесплатных медицинских услуг на платные.

*          *          *

Особым образом следует остановиться на нарушениях, выявленных в сфере обращения лекарственных средств с использованием проверочных листов. Об эффективности подобных проверочных мероприятий красноречиво говорит следующий показатель: в ходе каждой подобной плановой проверки в минувшем году было выявлено в среднем около 30 нарушений4.

Типология наиболее характерных нарушений по сравнению с предыдущим годом практически не изменилась.

Так, в подвергнувшихся проверкам Росздравнадзора аптечных организациях, аптечных подразделениях медицинских организаций не соблюдаются обязательные требования к организации хранения лекарственных препаратов, прежде всего – вследствие отсутствия или нехватки специального оборудования (кондиционеры, холодильники, и пр.). Вместе с тем часть оборудования, формально считающаяся исправной, нуждается в замене, например, по причине недостаточной производительности. В результате нарушаются требования к хранению, предусмотренные нормативными актами или (и) указанные на первичной и вторичной упаковках лекарственных препаратов.

Надлежащему хранению лекарственных препаратов не способствует и состояние многих хранилищ. Большинство помещений, состояние которых по итогам проверок признано неудовлетворительным, требуют ремонта, переоснащения либо дооснащения специальным оборудованием.

В ряде проверенных организаций не функционирует либо функционирует с нарушениями система внутреннего контроля качества оказания услуг (СВКК). Основными причинами неэффективности СВКК следует считать отсутствие локальных нормативных актов (инструкций, описаний процедур, и т.п.), неспособность лиц, ответственных за организацию внутреннего контроля, применять такие акты на практике. По указанным причинам не представляется возможным организовать действенный внутренний контроль за правильностью выполнения персоналом действий по хранению, отпуску и реализации лекарств.

Много нарушений по-прежнему выявляется в обращении лекарственных препаратов с ограниченным сроком годности, а также с рецептурными лекарственными препаратами. Последние, в частности, отпускаются некоторыми организациями без рецептов, что также является следствием несовершенства СВКК. Документальный учет лекарственных препаратов с ограниченным сроком годности в ряде организаций либо полностью отсутствует, либо не соблюдается. В результате лекарственные препараты с истекшим сроком годности предлагаются для реализации потребителям.

*          *          *

По понятным причинам, в фокусе внимания и контрольно-надзорных органов, и самих потребителей остаются вопросы ценообразования и стоимости лекарств, соблюдения прав граждан соответствующих категорий на льготное, в том числе бесплатное лекарственное обеспечение, например, инвалидов5. Так, по итогам прошлого года благодаря вмешательству Росздравнавдора были восстановлены права на бесплатное лекарственное обеспечение почти 6 тыс. граждан, а права на качественное лекарственное обеспечение – почти 12 тыс. граждан. Целевой контроль за соблюдением прав граждан на лекарственное обеспечение выявил, что те или иные нарушения установленного порядка обеспечения в минувшем году допускались тремя из каждых пяти проверенных организаций.

Мониторинг ценовой и ассортиментной доступности лекарственных препаратов из числа ЖНВЛП показал, что по итогам минувшего года в среднем по Российской Федерации рост цен на амбулаторный сегмент лекарств составил 2,7 процента. Заметим, что отечественные лекарства из перечня ЖНВЛП при этом дорожали втрое быстрее, чем импортные (4,1 процента и 1,3 процента, соответственно). Опережающий рост цен, как и годом ранее, был отмечен в отношении лекарственных препаратов из числа ЖНВЛП стоимостью не более 50 рублей: темпы их подорожания в 2018 году примерно в полтора раза превышали темпы подорожания лекарств стоимостью более 500 рублей.

В заключение отметим, что в течение года из обращения изъято около 8,8 млн упаковок фальсифицированных, недоброкачественных, контрафактных лекарственных препаратов. В результате внедрения процедуры маркировки контрольными (идентификационными) знаками6 и мониторинга за оборотом отдельных видов лекарственных препаратов для медицинского применения вскрыты нарушения на общую сумму более 0,5 млрд рублей.

____________

(продолжение следует)

 


1 Государственный доклад "Защита прав потребителей в Российской Федерации". - М.: Роспотребнадзор, 2019. Далее - Доклад.

2 Основные результаты проверок надлежащего осуществления медицинской деятельности, проведенных Росздравнадзором, освещены в продолжении данной публикации.

3 Статья 8.1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ (в ред. от 2 августа 2019 г.).

4 Здесь и далее - www.roszdravnadzor.ru.

5 См. в этой связи также www.genproc.gov.ru.

6 Которая с 1 января 2020 года становится обязательной для всех лекарственных препаратов.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter