Существующая в России государственная система медико-социальной экспертизы (МСЭ) и реабилитации инвалидов является несовершенной. И, несмотря на множество законов, приказов и постановлений, остаются нерешенные проблемы, усложняющие жизнь людям с инвалидностью. Какие необходимо предпринять действия, чтобы улучшить ситуацию, обсуждалось 22 мая на парламентских слушаниях на тему «Медико-социальная экспертиза — задачи системы здравоохранения».

На слушаниях выступили представители Министерства труда и социальной защиты РФ, Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов, Министерства здравоохранения, Комитета по охране здоровья, Пенсионного фонда и других государственных организаций. Всего было представлено более 20 докладов.

Участники обозначили множество проблем, с которыми сталкиваются как инвалиды, так и люди, которым только предстоит получить инвалидность, в том числе и дети. Все больше жалоб поступает от тех, кому понижают группу инвалидности, снимают ее либо не устанавливают вовсе.

Сегодня чтобы получить или подтвердить инвалидность, граждане должны пройти несколько этапов: взять направление от участкового врача в учреждение МСЭ, пройти экспертизу, обратиться в органы социальной защиты и пенсионный фонд. Все это требует времени и немалых сил, особенно если состояние пациента тяжелое. Зачастую необходимо посетить учреждение МСЭ, которое может находиться за сотни километров от места проживания человека. И даже несмотря на это, быть уверенным в том, что по завершении будет оформлена инвалидность, нельзя.

«В настоящее время нормативно-правовая база не обеспечивает должной объективности в установлении инвалидности и назначении реабилитационных программ. Действующая система предполагает неоднократное посещение инвалидами ряда организаций, требует затрат времени и усилий для получения документов, необходимых для оказания мер социальной поддержки», — отметил председатель Комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов.

Его поддержали и остальные спикеры. Советник Президента РФ Александра Левицкая сделала акцент на том, что сейчас многие получают инвалидность только после обращения с жалобой в генпрокуратуру. «Это говорит о том, что критериев, которые были бы понятны гражданам, врачам и специалистам МСЭ, просто нет», — добавила она. Получается, что положения, прописанные в постановлении Правительства РФ от 20 февраля 2006 года № 95, которые как раз и определяют условия признания гражданина инвалидом, могут трактоваться по-разному.

Заместитель министра здравоохранения Сергей Краевой считает: «Врачи больше ориентированы на клинические аспекты, а специалисты МСЭ — на социальные. Несогласованность работы приводит к необходимости повторных исследований, что влечет за собой как нагрузку специалистов первичного звена, так и дополнительные финансовые затраты».

Помимо прочего, неоднозначность в данном вопросе порождает и высокий уровень коррупции среди сотрудников МСЭ, о чем неоднократно говорилось во время слушаний.

Спикеры также отметили, что зачастую проведение «честной» экспертизы невозможно из-за отсутствия компетентных специалистов. Нехватка кадров — вопрос, который волнует многих. Как отметили представители медицинских вузов, студенты не идут в службу медико-социальной экспертизы, лишь малый процент учащихся готов посвятить себя данной профессии. И если раньше проблема решалась тем, что врачи ЛПУ могли работать в учреждениях МСЭ по совместительству, то сейчас с введением новых правил такой возможности нет.

Отсюда возникает и следующая проблема — закрываются специализированные бюро МСЭ (например, неврологические), и гражданам, которым нужно оформить инвалидность, приходится искать для этого дополнительные пути, так как в их региональных бюро просто нет специалистов для проведения экспертизы.

Во время слушаний докладчики предложили и свои варианты решения обозначенных проблем. Например, ликвидировать бюро МСЭ, которых уже насчитывается более 1700 по России, и дать возможность ЛПУ и врачебным комиссиям проводить медико-социальную экспертизу. Это упростит гражданам задачу по оформлению инвалидности, а также позволит сэкономить значительные средства, которые сейчас тратятся на обеспечение бюро МСЭ. Таким образом, по словам заместителя министра труда и социальной защиты Алексея Черкасова, ситуация могла бы поменяться к лучшему. «Наша задача сводится к тому, чтобы обеспечить объективность и прозрачность принимаемых решений, – сказал он. – Но пока пройти экспертизу можно только в учреждениях МСЭ, а не на базе медучреждений». Данный вопрос даже не попал в дорожную карту по совершенствованию системы МСЭ до 2020. Вместо этого в документк предлагается сформировать институт независимой МСЭ. Норма, регламентирующая проведение независимой МСЭ, вступит в силу с 1 января 2019 года.

К тому же в дорожной карте обозначены такие понятия, как совершенствование классификаций и критериев, повышение эффективности межведомственного информационного взаимодействия, кадровое и материально-техническое обеспечение службы МСЭ, профилактика коррупционных нарушений, формирование открытости в деятельности учреждений МСЭ.

Как сообщил господин Черкасов, «дорожная карта утверждена: часть обозначенного уже реализуется, часть будет реализована в ближайшем будущем». По словам председателя комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрия Морозова, уже ведется работа по формированию новых классификаций и критериев установления инвалидности и разработка мер по более эффективному взаимодействию между ведомствами. В 2017 году в пилотных регионах (Смоленская и Воронежская области) будет опробована новая система классификации и критериев установления инвалидности детям. Остальные изменения должны вступить в силу к 2019 году.

 

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter