В России, в силу географических, климатических и других особенностей, существует проблема своевременного оказания медицинской помощи жителям труднодоступных районов. Зачастую, время приезда бригад скорой помощи до больного может достигать 6 и более часов, что при определенных заболеваниях приводит к летальным исходам. Поэтому, когда счет идет на минуты, автомобиль просто не может конкурировать с воздушным транспортом.

Тем не менее, текущее состояние воздушных судов и их количество зачастую не способно обеспечить потребности регионов. По данным субъектов России для санитарной авиации в настоящее время используется 63 вертолета, из них 21 легкого и 42 среднего класса. Средний срок эксплуатации данных воздушных судов составляет 25-30 лет, сообщается на сайте Комитета ГД по охране здоровья.

В своем Послании к Федеральному Собранию 1 декабря 2016 года Президент России Владимир Путин заявил о необходимости развития санитарной авиации. Согласно приоритетному проекту «Обеспечение своевременности оказания экстренной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах Российской Федерации» в течение 2017 - 2019 годов в 34 субъектах России будут реализованы региональные программы оказания медицинской помощи с использованием авиации. Планируется строительство вертолетных площадок при медицинских организациях, а также введение в эксплуатацию новых вертолетов отечественного производства. На эти цели в 2017 году из федерального бюджета выделено 3,3 млрд. рублей. Проект реализуется с 1 января 2017 года по 31 декабря 2020 года.

Между тем, Постановление Правительства Российской Федерации от 7 мая 2017 года исключило из госпрограммы «Развитие здравоохранения» положение о выделении бюджетных ассигнований в размере 3,3 млрд. рублей на 2017 год, а также предполагаемом финансировании на 2018 - 2019 годы в том же объеме. Изменились и Правила предоставления субсидий: до 1 июля 2018 года для оказания скорой специализированной медицинской помощи допускается использование воздушных судов, произведенных ранее 1 января 2014 года.

Сложившаяся ситуация вызывает особое беспокойство Комитета по охране здоровья. Указанные изменения могут привести к неполному освоению предусмотренных средств в 2017 году, переносу неосвоенной части целевых ассигнований на 2018 год, а также к использованию воздушных судов с большими сроками эксплуатации для оказания скорой помощи в труднодоступных районах.

В связи с этим Комитет 6 июля заслушал на заседании информацию Минздрава России по данному вопросу. Ключевые направления пилотного проекта по развитию санитарной авиации в своем докладе озвучила директор Департамента организации экстренной медицинской помощи и экспертной деятельности Минздрава России Оксана Гусева.

Кроме того парламентариев заинтересовала модель, по которой будет работать санитарная авиация, а также наличие вертолетных площадок на строящихся современных медицинских центрах.

В свою очередь депутат Александр Петров предложил проработать вопрос об изменении критериев определения труднодоступности района. Он отметил, что Свердловская область, несмотря на климатические особенности, а также численность населения не попала в пилотный проект. «В случае аварии на федеральной трассе приходится тратить несколько часов, чтобы доставить в ближайшую больницу тяжелобольных пациентов» - добавил депутат.

В заключение председатель Комитета по охране здоровья Дмитрий Морозов еще раз подчеркнул необходимость плотного взаимодействия профильных министерств с органами государственной власти субъектов Российской Федерации по данному направлению работы. Также он обратил внимание присутствующих, что Комитет по охране здоровья планирует провести «круглый стол» по развитию санавиации в период осенней сессии 2017 года.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter