Проанализировав тенденции применения информационных технологий в здравоохранении, TAdviser и Национальный центр информатизации подготовили обзор перспектив создания единого пространства электронного здравоохранения и рассмотрели его с позиций пациента, врача и регуляторов отрасли
Проблема и решение
Рост спроса на медицинские услуги с одновременным повышением требований к их качеству приводит к неизбежному увеличению стоимости медицинских услуг. Это ставит перед государством очень серьезную проблему – как обеспечить доступность всех видов медицинской помощи, гарантированной законодательством.
Простым увеличением затрат на здравоохранение, как свидетельствует и отечественный, и мировой опыт, эту проблему не преодолеть. Решение может быть найдено только в интеграции всех имеющихся в системе здравоохранения ресурсов, а также в их оптимизации и эффективном планировании.
Речь идет о повышении качества управления, оптимизации потоков пациентов, устранении излишних бюрократических звеньев, организации безбарьерного взаимодействия между всеми звеньями системы здравоохранения, активизации процессов широкого и быстрого внедрения в медицинскую практику новейших технологий диагностики и лечения.
С этой целью в России с 2011 года создается единая государственная информационная система в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ).
Электронное здравоохранение должно охватить первичную и скорую помощь, профилактику заболеваний и стационарное лечение, лекарственное обеспечение, повышение информированности граждан, подготовку врачей, научную деятельность и управление отраслью.
Чтобы обеспечить связанность информационного пространства во всех поликлиниках и больницах страны должны использоваться единые форматы обработки в электронном виде медицинской информации и регламенты взаимодействия. Эти организации должны быть оснащены медицинскими информационными системами, с помощью которых в том числе ведутся электронные медицинские карты.
Важным элементом электронного здравоохранения в ближайшей перспективе должны стать телемедицинские системы, а также сервисы для дистанционного мониторинга здоровья.
В основе всей системы лежит информационно-телекоммуникационная инфраструктура, предназначенная для обработки и передачи данных, а также обеспечивающая информационную безопасность и защиту персональных данных.
По состоянию на 2016 год проделана огромная работа, в 83 субъектах Российской Федерации были внедрены медицинские информационные системы, в которых ведутся электронные медицинские карты пациентов. 57% автоматизированных рабочих мест медицинского персонала подключены к медицинским информационным системам, в 83 субъектах реализованы системы электронной записи на прием к врачу, в 66 - внедрены автоматизированные системы диспетчеризации санитарного автотранспорта, в 75 - внедрены автоматизированные системы льготного лекарственного обеспечения.
Чем электронное здравоохранение поможет пациенту и врачу?
Информационные технологии в сфере здравоохранения помогают пациенту упростить процедуру и сократить сроки получения медицинской помощи, повысить качество любых видов помощи, отмечает Алексей Ремез, основатель и руководитель интернет-сервиса Unim, предоставляющего пациентам возможность получить врачебное мнение по результатам диагностики онкологических заболеваний.
Активно развивается направление потративных медицинских приборов для удаленной диагностики показателей здоровья пациентов. У врача появляется возможность дистанционно вести наблюдение за наиболее важными показателями, не допуская критических ситуаций.
Удаленным способом уже сейчас можно снимать около 12 параметров - давление, ЭКГ, температуру, уровень сахара и прочее. Их массовое использование позволит с большей эффективностью бороться с наиболее распространенными хроническими заболеваниями, делая акцент на профилактику, и резко снизить количество тяжелых осложнений, приводящих к госпитализации.
По экспертным оценкам, которые приводит Александр Саверский, президент «Лиги защитников пациентов», введение дистанционных технологий снижает уровень госпитализации и расходов на нее на 40%. Реальную эффективность покажет практика. Но, очевидно, что если человеку вовремя поставили правильный диагноз, подобрали необходимые лекарства, помогли скорректировать образ жизни, - это позволит сократить расходы на скорую помощь, содержание его в стационаре, больничные листы, инвалидность и т.д.
«Еще один важный момент - пациент должен быть уверен в том, что услуга, оказываемая дистанционно с помощью информационных технологий, имеет такие же профессиональный уровень, качество и юридическую ответственность, как и оказываемая очно», - отмечает Алексей Ремез. Для этого предстоит законодательно урегулировать вопросы оказания дистанционных медицинских услуг. «Одно дело просто общение пациента с врачом по Skype, когда врач не может ничего понять и не имеет права поставить диагноз, вследствие чего требуется очное посещение, и совершенное другое, когда врачу на планшет приходит ЭКГ, где он видит предынфарктное или инфарктное состояние пациента. С правовой точки зрения и с точки зрения последствий это совершенно разные ситуации, которые требуют законодательного регулирования», - объясняет Саверский.
Подготовленные изменения в федеральный закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в которых в том числе рассматриваются вопросы правового обеспечения применения телемедицинских технологий, могут быть приняты Госдумой в осеннюю сессию.
Далее потребуется проработать вопросы оплаты телемедицинских услуг со стороны системы обязательного медицинского страхования, определить правила дистанционного взаимодействия медицинских работников, медицинского работника и пациента, проработать перечень медицинских услуг, оказание которых допустимо в дистанционной форме.
Один из важнейших элементов единой системы здравоохранения с точки зрения как врача, так и пациента - электронная медицинская карта. По состоянию на сентябрь 2016 года в субъектах Российской Федерации они были заведены на 46 млн граждан России. Наполнение электронной карты медицинской информацией позволит пациенту обращаться к врачу в любом регионе страны, имея историю болезни под рукой в онлайн-доступе.
«Электронная медицинская карта очень важна, с ее помощью обеспечивается более надежное хранение информации и более удобное ее использование, - говорит Александр Саверский. - Один из важнейших вопросов здесь – насколько будет защищена информация в электронных медицинских картах с точки зрения врачебной тайны, какова будет ее юридическая значимость».
Именно этим целям и отвечает развитие центрального компонента ЕГИСЗ - интегрированной электронной медицинской карты. Наполнение ее данными из региональных медицинских информационных систем обеспечит преемственность процесса оказания медицинской помощи, а использование врачами усиленной квалифицированной электронной подписи обеспечит юридическую значимость содержащейся в ней информации.
«Следующий важный шаг - запуск в начале 2017 года на Едином портале госуслуг личного кабинета «Мое здоровье», - говорит директор ИТ-департамента Минздрава Елена Бойко. Личный кабинет пациента должен стать удобным инструментом для предоставления электронных услуг в сфере охраны здоровья, с соблюдением принципов «единого окна», безопасности персональных данных и равного уровня качества вне зависимости от места проживания граждан. «Наполнение личного кабинета пациента электронными сервисами будет происходить поэтапно, – рассказывает Бойко. – Вначале из личного кабинета можно будет проверить номер полиса ОМС, сведения о прикреплении к поликлинике, вызвать врача на дом, а в следующем году функционал будет дополнен сервисами проверки информации об оказанной медицинской помощи, стоимости услуг, доступа к медицинским данным из электронной медицинской карты и другими услугами».
За реализацию личного кабинета пациента отвечают Минздрав России как оператор ЕГИСЗ и Минкомсвязь России как оператор инфраструктуры Электронного Правительства, но фактически успех реализации будет зависеть от готовности региональных медицинских информационных систем передавать необходимую информацию о расписании врачей, а также данные в нужном формате из медицинских информационных систем в ЕГИСЗ. «Таким образом, можно сказать, что личный кабинет пациента «Моё здоровье» – это квинтиссенция всей ранее проделанной работы по внедрению информационных технологий в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации», – считает Елена Бойко.
В будущем хранящиеся в единой системе медицинские данные пациентов, при условии их деперсонализации, могут быть использованы для создания российских систем поддержки принятия врачебных решений и баз знаний. «Эти системы будут основаны на методах анализа BigData, которые возможно использовать при постановке диагноза, выборе методики лечения, назначении и мониторинге приема лекарственных препаратов», - отмечает Константин Солодухин, генеральный директор Национального центра информатизации.
Если говорить о медицинских информационных системах, то они уже сейчас обладают всем необходимым функционалом, максимально приближенным к повседневным процессам деятельности врача.
«Главная задача врача – лечить. Также ему важно уложиться в короткие нормативы приема, выполнить требования стандартов лечения и оформления медицинской документации. Поэтому чаще всего от врачей звучат требования, чтобы информационная система работала быстро и стабильно, без зависаний и простоев, а ее интерфейс был интуитивно понятен и минимизировал ошибки ввода информации», - отмечает Елена Штыкова, директор бизнес-центра «Медицина» компании «БАРС Груп».
Ещё одна задача с точки зрения развития МИС – увеличение количества мобильных автоматизированных рабочих мест (АРМ) для медицинского персонала. «Если на сегодня планшеты с АРМ в основном предусмотрены для врачей скорой помощи, то в перспективе ими должны снабжаться участковые врачи, врачи стационаров, медицинские сестры и руководители медицинских организаций», - уверена Штыкова.
Технологии для управления отраслью
Технологической основой системы электронного здравоохранения, с помощью которой осуществляется взаимодействие всех ее участников, является Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ). С ней интегрируются медицинские информационные системы регионов.
Информация из медицинских организаций поступает в региональный сегмент, а оттуда – в федеральный. Аггрегируя медицинскую информацию, сведения о потоках пациентов, о потребностях в кадрах и другую, Минздрав имеет возможность формировать статистику принимать обоснованные управленческие решения.
Первый уровень управления здравоохранением – главные врачи медицинских организаций. В медицинских информационных системах они работают редко, но понимают, что МИС – это инструмент оперативного мониторинга состояния работы медицинской организации.
«Главному врачу как менеджеру требуется множество отчетов с оперативной и достоверной информацией. Кроме этого, МИС для него должна быть эффектным инструментом управления ключевыми показателями деятельности медицинской организации – доступностью и качеством оказания медицинской помощи, исполнением госзадания, оптимизацией коечного фонда и использования медикаментов», - говорит Елена Штыкова из «БАРС Груп».
В условиях перехода на подушевое финансирование у главного врача появляются новые цели: повышение привлекательности медицинской организации для пациентов и эффективность использования её ресурсов, а эти задачи сложно решать без использования информационных технологий, добавляет эксперт.
Следующий уровень управления – региональный. МИС уровня субъекта обеспечивает сервисы электронной записи на прием, сбор медицинской информации из электронных карт пациентов, формирование регистров медицинских организаций, врачей и пациентов, реестра лекарственных средств.
В будущем, по мнению Елены Штыковой, региональные системы будут снабжаться инструментами планирования и прогнозирования, в силу того, что ожидается развитие региональных сервисов, обеспечивающих информационную поддержку принятия врачебных решений.
Задачи увеличения доступности медицинской помощи будут решаться за счёт развития телемедицины – региональных сервисов взаимодействия граждан с медицинским работниками и обеспечения оперативного доступа к данным о своем здоровье.
Большое значение имеют интеграционные проекты между участниками электронного здравоохранения - Минздравом, ФОМС, ФСС как на федеральном, так и на региональном уровне. «Это позволяет создать единое пространство для обмена медицинскими данными пациента на всех этапах оказания медицинской помощи и обеспечения социальных услуг для граждан – при обращении за медицинской помощью, в ходе лечения, при оформлении листка нетрудоспособности, выписки электронного рецепта, организации реабилитации. Наша цель – оптимизировать процессы за счет применения информационных технологий, повысить эффективность оказания медицинской помощи и сократить количество обращений граждан для получения различных справок или документов», - говорит Елена Бойко.
На уровне федерального сегмента, по словам директора ИТ-департамента Минздрава, прорабатывается целый комплекс мероприятий, призванных повысить эффективность управленческой деятельности, - это и внедрение юридически значимого электронного медицинского документооборота, и создание телемедицинской подсистемы.
Медицинские работники и сотрудники управления здравоохранением должны быть готовы к использованию возможностей, предоставляемых информатизацией. Для большей эффективности мероприятий по информатизации здравоохранения необходимо внедрение в образовательные программы медицинских учебных заведений специальных курсов, где будущим врачам и специалистам по управлению здравоохранением должны объяснять как инфомационные технологии интегрируются с медицинскими процессами и процессами управления.