Российский рынок лекарственных препаратов насчитывает тысячи наименований. Многие из них являются аналогами, при этом иногда сильно отличаясь ценой. Что влияет на выбор лекарства потребителем: стоимость, совет фармацевта или страна-производитель? Чему россияне доверяют больше — опыту знакомых, рекомендациям фармацевтов или отзывам в интернете?

Исследовательская компания Ipsos провела социологический опрос с целью разобраться, какие критерии являются решающими для россиян при выборе лекарств.

Критерии выбора лекарств

По старой памяти или то, что доктор прописал

Оказалось, что большинство российских потребителей (84% опрошенных) покупают препараты исходя из личного опыта применения. Это, в первую очередь, касается обезболивающих, противовирусных препаратов, витаминных комплексов и других лекарств, для покупки которых не обязателен визит к врачу.

Однако когда недомогания выходят за рамки обычной простуды, легкой боли или нарушений работы ЖКТ, 79% респондентов в выборе лекарств следуют рекомендациям врачей.

Цена имеет значение

На стоимость препарата обращает внимание больше половины (64%) респондентов, в большинстве случаев выбирая более дешевые лекарства при одинаковом действующем веществе. Если цена в аптеке выше ожиданий пациента, даже назначения врача могут отойти на второй план.

Другие факторы

Что же еще влияет на выбор лекарств?

• Для 51% опрошенных важное значение имеет качество лекарства, которое респонденты определяют через терапевтическую эффективность, минимальное количество побочных эффектов и защищенность от подделок. При этом бренд и страна производства особого влияния на выбор препарата не оказывают.
• Почти половина (49%) респондентов в выборе лекарств ориентируются на советы знакомых. Особенно это касается сегмента противопростудных препаратов.
• 46% россиян прислушиваются к рекомендациям фармацевта в аптеке — в основном, для борьбы с простудами, а также, в поиске обезболивающего.
• 44% респондентов доверяют медицинской инструкции, утверждая, что только после ее изучения выбирают для себя лекарство, сравнивая официальную информацию с полученной рекомендацией.
• На отзывы в интернете ориентируется 40% россиян.
• Менее 20% покупателей при выборе лекарств руководствуются специальными предложениями, скидками и промо-акциями в аптеке.

Что не влияет на выбор?

По мнению большинства респондентов, на их выбор не влияет реклама препаратов (как за пределами аптеки, так и внутри нее), а также известность производителя и страны, в которой сделано лекарство. На прямой вопрос о том, производители какой страны вызывают наибольшее доверие при выборе препарата, россияне отдали предпочтение фармкомпаниям из Германии, России и Швейцарии.

Как видно из исследования, большинство покупателей при выборе лекарств ориентируются на свой предыдущий опыт, 80% россиян следуют рекомендациям врачей, а для 64% потребителей важное значение имеет цена, и при наличии аналогов, они выбирают более дешевый препарат. Половина россиян обращает внимание на качество лекарства, в том числе на то, как препарат защищен от подделок. Оказалось, что мнению знакомых доверяют больше, чем рекомендациям фармацевтов и отзывам в интернете.

Как проводился опрос

В исследовании приняли участие 1800 респондентов. Использование формата онлайн-опроса позволило охватить 37 городов России с населением свыше 500 тысяч человек. Выборка респондентов осуществлялась по возрастному (25—65 лет) и половому (женщины) признакам.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter