Бесплатное лекарственное обеспечение для льготных категорий граждан является очень важным элементом в системе здравоохранения. Любой сбой и задержка с предоставлением лекарственных средств может привести к угрожающей жизни ситуации, ведь зачастую у этой категории лиц нет других возможностей получить дорогостоящий препарат. А такие ситуации, к сожалению, не редкость, и причина их банальна – нехватка средств.

Как сегодня граждане обеспечиваются лекарствами по льготным рецептам? Что нужно изменить в системе обеспечения необходимыми лекарственными средствами (ОНЛС)?

Почему не хватает денег

Чтобы понять сложившуюся сегодня ситуацию с лекарственным обеспечением граждан, надо рассмотреть три наиболее важных индикатора, ее характеризующих, считает бывший руководитель Росздравнадзора, а ныне ведущий сотрудник ФГБУ «Национальный НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко», доктор фармацевтических наук Елена Тельнова.

К этим индикаторам относятся:

  • финансирование лекарств,
  • монетизация льгот,
  • проблема непредъявленных рецептов.

Финансирование лекарств, которые пациенты получают по льготным рецептам, идет из нескольких источников: федерального бюджета, региональных бюджетов, ФОМСов, благотворительных организаций…

Затраты на одного льготополучателя постоянно индексируются, увеличиваются, а финансирование происходит в объеме, соответствующем количеству пациентов, включенных в программу ОНЛС.

Что касается обязательств, финансируемых из федерального бюджета, то они исполняются сегодня полностью и в срок. Чего нельзя сказать о поддержке на региональном уровне. Так, 26 регионов снизили объем затрат на льготные лекарства. В их число входят Калужская, Астраханская, Кировская, Оренбургская и другие области, Башкортостан и Мордовия.

Пациентское сообщество давно добивалось, чтобы орфанные препараты закупались на федеральные средства, в виду проблем на региональном уровне. Теперь на федеральный уровень вновь передаются полномочия по закупке пяти орфанных препаратов, из-за чего в 2019 и 2021 годах из федерального бюджета планируется дополнительно выделить на лекарственное обеспечение 20 млрд рублей. Также в федеральный бюджет заложены средства на лекарственное обеспечение по программе высокозатратных нозологий на 2020-й и 2021-й годы.


Отказники и непредъявленные рецепты

Но финансирование зависит от численности льготополучателей, а ведь с этим есть проблемы. В 2005 году в программу ОНЛС вошли 15 млн человек. А сейчас в ней чуть больше 3-х млн. В ряде регионов из программы вышли до 90% пациентов. Причина в том, что люди захотели получать свою льготу деньгами. Такая картина наблюдается в Брянской, Орловской, Тульской, Рязанской областях. Всего по стране из программы вышли 76% пациентов. Те, кто остались – наиболее тяжелые больные, которым требуются дорогие препараты, чаще всего от диабета, астмы, онкологических заболеваний… Получается, что солидарный принцип, который первоначально закладывался в программу, не работает.

Еще одна проблема – непредъявленные рецепты. Их насчитывается от 0,4 до 2% от всех выписанных бланков. В процентном соотношении цифра, вроде бы, небольшая. Но это более 900 тысяч рецептов за год. А за каждым непредъявленным рецептом стоит больной, не получивший необходимого ему лечения.

Почему такое большое количество рецептов не отоваривается?

Самая распространенная причина – нужного препарата нет в аптеке. Рецепт на него не принимают или принимают, но не регистрируют, чтобы не возникло проблем при отчете. При этом покупателю говорят: «Когда препарат будет, мы вам позвоним». В результате, рецепт лежит, пока не истекает срок его действия. И в то же время на складах годами хранятся лекарства. В конце прошлого года по телевидению прошел острый сюжет: на складе Центральной фармацевтической базы Санкт-Петербурга прокуратура обнаружила 156 тысяч упаковок просроченных лекарств для льготников на сумму более 300 млн рублей. При этом более 670 рецептов горожан в тот момент находились на отсроченном обслуживании. И больные не получили прописанных им лекарств, и деньги, выделенные государством на закупку препаратов, пропали. Такая картина наблюдается не только в Питере.


Изменения назрели

Сегодняшнюю ситуацию с обеспечением льготников лекарствами нельзя назвать удовлетворительной. Чаще всего проблемы носят организационный характер. Это – недостатки в закупке и поставках лекарств, несвоевременное проведение аукционов, некорректное составление заявок, недостаточный контроль над распределением товарных запасов… Во многих регионах выявляются случаи отказа в выписке рецептов на лекарственные препараты, назначенные врачами по медицинским показаниям. Льготные лекарства не всегда доступны жителям сельской местности и отдаленных регионов. Из всего этого следует, что программа льготного обеспечения требует изменений.

Изменения назрели еще и потому, что в связи с кризисом и санкциями, наложенными на нашу страну, претерпевает трансформацию и наша экономика. Коренным образом изменился фармрынок; меняется нормативная база. При этом в России закон об обращении лекарственных средств, но нет закона о лекарственном обеспечении. Даже четкого определения, что такое лекарственное обеспечение, нет. Сегодня мы являемся свидетелями уже третьей волны модернизации здравоохранения, но ведь здравоохранение не возможно без лекарственного обеспечения, иначе все назначения врачей бессмысленны, отмечает Елена Тельнова.


План улучшений

Как же может выглядеть усовершенствованная программа лекарственного обеспечения? В нее должны быть заложены определенные принципы, считает Елена Тельнова. А именно:

  • принцип всеобщности и обязательности,
  • подключение к программе системы ОМС,
  • участие средств граждан на паритетной основе,
  • организационная простота,
  • целевая ориентация.

Всеобщность – это значит, что программа должна охватывать всех граждан страны, застрахованных в системе ОМС. Все граждане должны получать назначенные им по медицинским показаниям препараты в рамках льготной программы. Можно внедрять этот принцип поэтапно, например, сначала обеспечить льготными лекарствами всех детей. Но принцип всеобщности должен закладываться сразу.

Очень важно также, сразу определиться с целевой ориентацией: все ли необходимые для лечения лекарства будут отпускаться пациентам бесплатно или будет действовать система перечня лекарств?

Разные страны решают эти вопросы по-разному. Есть страны, где государство частично возмещает пациентам средства, потраченные на лекарства, есть страны, которые возмещают расходы полностью, у кого-то фиксированные соплатежи. Некоторые страны поощряют выписку больным дженериков. Где-то работает принцип шеринга, когда компания-разработчик лекарства платит деньги за лечение, и получает их обратно, если лечение проходит успешно. Сейчас принцип шеринга опробуется в Московской области.

Так что прежде, чем идти на изменение программы лекарственного обеспечения, надо проработать ряд вопросов:

  • продумать механизм реализации программы, а также учет, отчетность, информационное обеспечение;
  • сформировать перечень лекарственных препаратов, которые будут отпускаться по льготным рецептам (если в этот перечень войдут не все лекарства);
  • отказаться от монетизации льгот;
  • выработать новые подходы к ценообразованию.

При этом новации в лекарственном обеспечении не должны ухудшить положение сегодняшних льготников.

Для успешной реализации программы нужна правильная мотивация и врачей, и аптечных работников, и пациентов. Если не провести подготовительной работы, если население и врачи не поймут сути проводимой реформы, программа работать не будет, уверена Елена Тельнова.

Аптеки должны добровольно присоединиться к программе – отпуск лекарств по льготным рецептам может осуществляться в любом аптечном учреждении, минимизация рисков по оплате отпущенных препаратов повысит финансовую привлекательность участия в программе. То есть аптека должна быть уверена, что ей оплатят отпущенные лекарства не через год, не через полгода, а своевременно.


Показательный эксперимент

Елена Тельнова также рассказала об эксперименте по лекарственному обеспечению, который проводился в Москве с 1994-го по 1998-й год. В начале 90-х рыночные отношения только складывались, и проходило это на фоне снижения продолжительности жизни россиян, роста социально значимых заболеваний. Тогда и родилась идея льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан. Но финансирования не хватало. Аптеки задыхались от неоплаченных рецептов. И, тем не менее, оборот льготного обеспечения постоянно увеличивался и дошел до 40% от общего оборота. Московское правительство привлекло к эксперименту две страховые компании – МАКС и РОСНО, которые участвовали в финансировании лекарств для льготников, сначала в трех административных округах, а потом и во всем московском регионе.

В ходе этого эксперимента было утверждено много новых документов, была проведена большая подготовительная работа: был составлен перечень из 468 аптек, участвовавших в эксперименте, перечень лечебных учреждений, список лекарственных средств, которые можно было отпускать по льготным рецептам, порядок экспертиз, формы отчетности и т.д.. Бланк рецепта был дополнен сведениями о серии и номере страхового полиса, коде заболевания… Всего в реестр льготников вошли 3,5 млн человек.

Результаты эксперимента следующие: возросла выписка дорогих препаратов, увеличилась средняя стоимость рецепта, увеличилось финансирование льготной отрасли.

Этот опыт можно было бы сегодня взять на вооружение при работе над новой программой лекарственного обеспечения, считает Елена Тельнова.

 

 

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter