Рентабельность каждого квадратного метра – основной вопрос, который решают владельцы коммерческих медицинских учреждений. Как спроектировать клинику таким образом, чтобы соблюсти необходимые требования к качеству услуг, сервисной составляющей и экономической эффективности площадей, рассказал руководитель архитектурного бюро АРХКОН Илья Мейтыс на круглом столе «Недвижимость и инвестиции», прошедшем в рамках Российской недели здравоохранения. Об этом сообщает пресс-служба Бюро.

Прежде всего, архитектор обозначил проблемы проектирования на основе опыта компании: «В процессе работы над клиникой EMC на Спиридоньевской улице мы столкнулись со множеством сложностей и противоречий: во-первых, хорошая с точки зрения бизнеса локация не являлась таковой для проектирования в силу сложностей согласования и проведения проектных и строительных работ в историческом центре столицы. Далее, общая площадь – всего 1500 тыс. кв. м - сравнительно небольшая для такой клиники, поэтому потребность в насыщении каждого кабинета клиники максимальным числом функций, вплоть до малой операционной и стационара, была очень острой. Наконец, для того, чтобы обеспечить доступ маломобильных граждан, требовался пандус – а места на тротуаре для него нет, пришлось использовать другие решения».

Как правило, у коммерческих клиник возникают следующие потребности, объясняет архитектор: это организация круглосуточной работы, оптимизация числа кабинетов и работы сопутствующих процессов (клининг, питание, администрирование), а также максимальное увеличение клиентской зоны. Чтобы их правильно расположить и буквально «выжать» из существующей площади максимум, нужно руководствоваться несколькими принципами.

1. Приоритет сервисной составляющей. В первую очередь, это алгоритм движения клиента по клинике и его взаимодействие с персоналом до приема врача.

В муниципальной поликлинике передвижение такое: посетитель получает талон в регистратуре либо в холле (с помощью специального устройства) и самостоятельно находит необходимый кабинет. Зачастую такую же схему используют и коммерческие клиники, размещающиеся в бывших городских больницах и ориентированные на обслуживание массового пациента.

Клинике бизнес-класса клиент передвигается от одной стойки ресепшион к другой, получая не только навигационную поддержку, но и информирование о возможности приёма, загруженности врача, необходимости подождать.

В премиальных клиниках практикуется сопровождение пациентов от входа в клинику до кабинета врача.

2. При планировке кабинета необходимо не просто разместить оборудование, но и создать комфортные условия для посетителей, разместить удобным образом рабочее место, чтобы была возможность поприветствовать, встретить пациента – хорошо, когда врач может и встретить клиента, и удобно посадить его и родственников и т.д. Недопустимо размещение врача спиной к входу.

3. Учёт специфики услуг клиники. Они влияют на размещение кабинетов в структуре планировочной схемы. Например, услуги эстетической медицины зачастую располагают с «краю» с возможностью изолированного входа.

4. Сокращение вспомогательной площади. Это возможно, например за счёт замены медсестер ассистентами и расположение ассистентов в клиентской зоне (зоне ресепшион). Передача на аутсорсинг. Отказ от офисных кабинетов.

5. Двойное и тройное использование кабинетов в рамках действующих норм. Например, такие специалисты, как психиатр и невролог или хирург, проктолог и уролог соответственно могут вести приём в разное время в одном и том же кабинете.

 

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter