Как продвигается разработка законов о здоровье детей и возрождении школьной медицины? Как депутаты будут контролировать эффективность исполнения госпрограмм в здравоохранении, в том числе, программы «Земский доктор»? На эти и другие вопросы ответил председатель комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Морозов.


О медицинской помощи на селе

Как сейчас обстоят дела с оказанием медицинской помощи в «глубинке»?

В 2015 году в системе оказания первичной медико-санитарной помощи сельскому населению насчитывалось 36 307 фельдшерско-акушерских и фельдшерских пунктов, что на 246 меньше, чем в 2014 году. В малонаселенных пунктах с числом жителей менее 100 человек, где отсутствуют фельдшерско-акушерские пункты, организовано 373 домовых хозяйства, которые могут оказать первую помощь.
В июне 2015 года в положении об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению внесены изменения, в соответствии с которыми предусмотрено создание при медицинских организациях сети фельдшерско-акушерских пунктов и фельдшерских здравпунктов на селе в зависимости от численности населения и удаленности от другой медицинской организации.

Программа «Земский доктор» доказала свою эффективность как инструмент привлечения и закрепления врачей на селе. Можно ли расширить действие программы для привлечения специалистов в малые города?

Программа «Земский доктор» продлевается на 2017 год на тех же условиях, что и в текущем году. Она работает. Всего с 2012 года по 2015 год в сельскую местность приехали 20,3 тысячи врачей. За эти годы во многом благодаря усилиям депутатов программа существенно расширена: возрастной критерий увеличен с 35 до 50 лет; в программу помимо сельских населенных пунктов дополнительно включены рабочие поселки и поселки городского типа.
Депутаты ведут мониторинг и постоянно вносят предложения по повышению эффективности использования целевых средств, выделяемых на реализацию программы. Сейчас депутаты предлагают включить в программу малые города, фельдшеров и медсестер, а также снизить бремя расходов для субъектов Российской Федерации при софинансировании программы из централизованных и региональных источников до соотношения 70:30 (сейчас 60:40).

Об охране здоровья детей

Законопроект «Об охране здоровья детей», предусматривает, что врач должен находиться в каждой школе. Но как данная инициатива будет реализована в удаленных районах, где иногда не хватает даже обычных фельдшеров, не говоря уже о школьных врачах?

Вы правы, это не просто. Но мы должны делать все, что в наших силах — детки должны быть под медицинским присмотром.
Принимая во внимание современное состояние здоровья подрастающего поколения, в настоящее время имеется необходимость формирования на законодательном уровне комплекса мер, направленных на укрепление здоровья детей и подростков, одним из составных элементов которого должно стать развитие системы оказания медицинской помощи непосредственно в общеобразовательных учреждениях.
Именно поэтому в настоящее время комитет Государственной Думы по охране здоровья активно работает над выработкой механизмов практической реализации данной инициативы, в том числе в части ее кадрового обеспечения при действительно имеющемся в отдельных районах дефиците медицинских работников.
Отмечу, что ряд субъектов Российской Федерации, в частности Ростовская область и Ставропольский край, на региональном уровне предприняли определенные шаги по развитию системы «школьный медицины». Их опыт и предложения будут обобщены в Государственной Думе 15 декабря на парламентских слушаниях, которые проводятся именно для того, чтобы предусмотреть все возможные риски реализации данного проекта.
Охрана здоровья детей — это не только кабинеты в школах. Это определенное отношение родителей, это профилактика, это мотивация вести здоровый образ жизни. Закон, над которым вы работаете, учтет эти моменты?
Этот вопрос поставлен абсолютно правильно! Система оказания медицинской помощи в общеобразовательных учреждениях должна включать в себя следующие мероприятия:

  • анализ и изучение состояния здоровья школьников и организацию необходимых лечебно-оздоровительных мероприятий;
  • организацию и проведение противоэпидемических мероприятий для предупреждения инфекционных и профилактике неинфекционных заболеваний;
  • обеспечение врачебного контроля за постановкой физического и гигиенического воспитания в школе;
  • осуществление систематического контроля за соблюдением санитарно-гигиенических условий при проведении учебных занятий и за выполнением установленного режима дня;
  • проведение систематической санитарно-просветительской работы среди учащихся, учителей и родителей;
  • контроль санитарно-гигиенического состояния школьных столовых;
  • привлечение учителей, родителей и представителей общественных организаций к активной работе по охране здоровья школьников.

Подчеркну, что полный перечень таких мероприятий будет приниматься на основании компетентного мнения специалистов — педиатров, работников образования, а также родительской общественности. Безусловно, будут также учтены мнения профильных органов исполнительной власти федерального и регионального уровней в области образования, здравоохранения и общественных организаций.
Важно, что проводимые комитетом Госдумы по охране здоровья 15 декабря парламентские слушания по развитию школьной медицины будут первым общественным мероприятием, на котором мы детально обсудим все аспекты данного вопроса и выработаем пути реализации проекта. Пользуясь возможностью, приглашаю всех заинтересованных специалистов принять участие и в парламентских слушаниях, и в реализации проекта в целом.

Председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров сказал, что программа строительства перинатальных центров «тормозит» по причине «плохой работы» ответственных за нее людей. А вы как считаете, в чем проблема? Может быть, все-таки в нехватке денег? Или программе не нужно дополнительное финансирование? Можно как-то увеличить ее эффективность без дополнительных затрат?

Действительно, программа строительства перинатальных центров не выполнена в полном объеме в установленные сроки: из 32 центров до конца этого года будут введены в строй 15. Все запланированные бюджетные средства на программу выделены. Но не все еще освоены в регионах и государственной корпорации «Ростех».
Сейчас вносятся изменения в законодательство, и программа будет продлена на 2017 год без увеличения финансирования. Она будет завершаться за счет остатков на счетах и до конца 2017 года будут введены в эксплуатацию еще 17 перинатальных центров.

О затратах на ВМП

Проблема приобретения дорогостоящих препаратов для орфанных больных всегда остается актуальной. Как решить вопрос финансирования, чтобы все необходимые лекарства доходили в срок?

В настоящее время основной проблемой обеспечения лекарственными препаратами лиц, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями, является проблема финансирования. На эти цели финансовыми средствами в полном объеме располагают не все бюджеты субъектов Российской Федерации, из-за этого нередко не финансируется лечение даже после судебных решений о необходимости выделения средств. В связи с этим, разрабатывается порядок финансирования основных лекарств для лечения редких болезней из федерального бюджета с возможным софинансированием сопутствующего лечения на региональном уровне.
По результатам состоявшегося в Государственной Думе «круглого стола» по орфанным заболеваниям, министерствам и ведомствам были даны рекомендации по совершенствованию лекарственного обеспечения лиц, страдающих данными заболеваниями, а региональным властям - при утверждении региональных бюджетов предусматривать выделение средств на обеспечение граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих орфанных заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности, в полном объеме.

Ваш комитет поддержал бюджет на следующие три года. Но средства на высокотехнологичную помощь в нем сокращаются. Почему?

Сокращения расходов на здравоохранение нет. Меняются пропорции между источниками его финансирования. До 60% расходов на здравоохранение сейчас идет через Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Так, расходы из федерального бюджета на государственную программу «Развитие здравоохранения» в 2017 году составят около 252 млрд. рублей, а из Федерального фонда ОМС — 1,7 трлн. рублей, в том числе на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования — 96,7 млрд. рублей. Общие расходы из этих двух источников на государственную программу «Развитие здравоохранения» в 2017 году составят почти 1,96 трлн. рублей, или 108% к уровню 2016 года.
Кроме того, о важности высокотехнологичной новости упоминалось в предвыборной программе «Единой России». Мы намерены проработать вопрос о лекарственном обеспечении больных после высокотехнологичного операционного вмешательства с частичным возмещением за счет средств бюджета стоимости препаратов, которые действительно снижают число угрожающих жизни осложнений и обострений заболеваний.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter