Международный день пожилого человека, который отмечается 1 октября, каждый год сопровождается всплеском дискуссий на тему, как сделать достойной и комфортной жизнь тех, «кому за...». И, пожалуй, активнее всего в этой связи обсуждается медицинское обслуживание.

Согласно данным Росстата, ежегодно проводящего комплексное обследование уровня жизни, пожилые люди в 1,6 раза чаще нуждаются в обращении в медицинские учреждения. 35 % пожилых жалуется на длительное ожидание в очереди, 28,9 % – на то, что им предлагались платные медицинские услуги, 27,1 % – на то, что у них отсутствуют средства на покупку медикаментов, 8,3 %­ – на то, что у них есть проблемы с местом, где им могут оказать медицинскую помощь. Наконец, 41,3 процента пожилых людей вообще не обращается в медицинские учреждения и, к сожалению, как отмечает проректор по развитию Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов, отсутствие жалоб на здоровье крайне редко является тому причиной.

Старость – не в радость?

К числу наиболее актуальных проблем, с которыми сталкиваются пожилые, относятся также низкий уровень медобслуживания, оказания медицинской и социальной помощи, санитарно-курортного лечения и обеспечения лекарственными средствами.

Как подчеркивает член Общественной палаты РФ, председатель комиссии по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан ОП РФ Владимир Слепак, в Чувашии планового стационарного лечения приходится ждать 1,5-2 месяца, диагностического обследования – 2-3 месяца, приема у участкового врача – 2-3 дня. В Краснодарском крае большинство жалуется на невнимательность и грубость младшего медицинского персонала и участковых, а также на недостаток квалифицированных врачей узкой специализации. В Вологодской области пожилые люди сетуют на то, что во многих населенных пунктах вместо врачей прием ведут фельдшеры. В Коми нарекания вызывает отсутствие специального геронтологического медицинского центра.

Все чаще пожилые люди становятся жертвами мошенников, когда им обманом продают псевдомедицинские приборы и всевозможные лекарства. Рост числа уголовных дел и привлечение к ответственности винновых в подобных правонарушениях не меняет общей картины и ситуация остается крайне неблагополучной. Мошенники, называя себя представителями социального блока районных управ, префектур, собирают пенсионеров, рассказывают им об «уникальных» приборах и продают их якобы со скидками.

В этой связи Общественная палата направила письмо генпрокурору с просьбой рассмотреть вопрос о внесении в законодательные органы предложения об изменении действующей редакции Уголовного кодекса РФ в части установления в качестве отягчающего обстоятельства совершение преступного деяния против лиц пожилого возраста. Также объявлена инициатива по созданию всероссийской межведомственной информационной службы для пенсионеров в режиме горячей телефонной линии и специализированного сайта.

Доступность медобслуживания

Как признают работники системы здравоохранения, пока доступность обслуживания у врача-гериатра остается невысокой, но уже сделаны значительные шаги для исправления ситуации.

Так, в начале этого года Кабинет министров утвердил Стратегию действий в интересах граждан старшего поколения. Это серьезный документ, который разрабатывался при участии нескольких десятков министерств, ведомств и общественных организаций. Одна из целей стратегии – охрана здоровья пожилых граждан. Медицинская помощь должна быть доступна им в полном объеме, в том числе, самая технологичная; отказа в оказании любого вида помощи быть не должно.

В этом году был принят еще один документ – «Порядок оказания медицинской помощи по профилю гериатрия».

Как пояснила директор Российского геронтологического научно-клинического центра РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава РФ Ольга Ткачева, этот документ ставит задачу создания в России единой гериатрической службы – многоуровневой системы, включающей и амбулаторную помощь, и стационары, и гериатрические центры в регионах, и федеральный гериатрический центр. Медицинские образовательные учреждения должны готовить не только врачей-гериатров, но и младший и средний персонал, а также специалистов по уходу, которые должны уметь работать именно с пожилыми людьми. Также в рамках развития гериатрической службы необходимо принять экстренные меры для формирования долгосрочной медико-социальной помощи людям пожилого возраста на дому.

 

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter