Хотя в России есть все условия для того, чтобы информатизация здравоохранения шла полным ходом, уверяют специалисты. Однако процесс цифровизации откровенно буксует. В чем же причина неудач?

Информационные технологии в нашей стране развиваются уже более 60 лет. На сегодняшний день уже сделаны огромные по нашим меркам финансовые вложения. Есть наличие административного ресурса на высшем уровне. За последние несколько лет относительная стоимость вычислительной техники и ее обслуживания снизилась на порядки. Медики преодолели психологический барьер при работе с компьютерами. Сегодня на информационном рынке работает 200 российских фирм, которыми создано более 600 компьютерных систем, при этом уровень отечественных разработок не ниже, а иногда и выше зарубежных, уверяют эксперты. Одним словом, более благоприятного времени для цифровизации отрасли никогда не было, и, наверное, никогда не будет. Почему же ЕГИСЗ превратилась в высоко затратный долгострой?

Причина неудач – в неэффективном управлении, некомпетентности и безответственности руководителей цифровизации российского здравоохранения, уверен Президент Ассоциации развития медицинских информационных технологий (АРМИТ) Михаил Эльянов.

С 2008 года сменилось 4 руководителя Департамента информационных технологий и связи (ДИТиС) Минздрава РФ. Однако спустя 8 лет с начала реализации проекта цифрового здравоохранения мы живем в нормативном вакууме. До сих пор не определены правила игры – отсутствуют стандарты и нормативные документы, хотя перечень их давно известен.

Федеральный Минздрав до сих пор не разработал детальные требования к информационным системам в сфере здравоохранения, поэтому и появились региональные программы, на которых неудобно работать. Эти требования разработал АРМИТ, и они неоднократно передавались в Минздрав России, но так и не были утверждены.

Федеральный сервис системы поддержки принятия врачебных решений (СППВР) в прикладных системах ЕГИСЗ, внедрение которого было запланировано в 2018 году, также отсутствует.

До сих пор не вышел приказ по Электронному документообороту (ЭДО). А пока его нет, никакой информатизации не будет, считают специалисты.

Не тиражируется удачный опыт цифровизации ни на уровне регионов, ни на уровне медицинских организаций.

На уровне Минздрава РФ блокируется работа в прорывных направлениях цифровизации (mHealth, телемедицина, блокчейн, искусственный интеллект и др.) - дальше общих разговоров дело не идет, уверяют специалисты.

Профессионалы полностью отключены от процесса принятия решений и оценки их применения - Экспертный Совет Минздрава РФ по использованию ИКТ в системе здравоохранения был распущен в 2015 году.

За 8 лет не создана система мониторинга создания ЕГИСЗ. Не проводится оценка проведенных работ - динамики оснащения медорганизаций компьютерами и интернетом. Отсутствует статистика используемых в регионах медицинских информационных систем (МИС), не разработана система оценки их качества. Нет информации о формах ИТ-поддержки медорганизаций.

Отчет о реализации "Дорожной карты развития ЕГИСЗ (Единой государственной информационной системы здравоохранения) на 2015-2018" до сих пор не представлен ни общественности, ни специалистам. Поставленные цели - не достигнуты. Куда ушли 50 млрд. руб. - не известно.

Абсурд ситуации в том, что у главных "информатизаторов" здравоохранения нет ни сайта, ни странички в интернете, где бы отражалась их деятельность и ее результаты.

Позиция Минздрава

Ответственность за то, что достигнутый уровень цифровизации здравоохранения несопоставимо ниже многомиллиардных затрат, несут Директор Департамента информационных технологий и связи (ДИТиС) Минздрава России Елена Бойко (с 2014 г.) и Главный внештатный специалист Минздрава России по внедрению современных информационных систем в здравоохранении Татьяна Зарубина (с 2012 г.), считают эксперты.

В августе 2018 года Президент АРМИТ Михаил Эльянов направил Министру здравоохранения РФ Веронике Скворцовой открытое письмо экспертного сообщества с перечнем первоочередных мер по исправлению ситуации:

1. Возобновить работу Экспертного совета Минздрава по вопросам использования ИКТ в системе здравоохранения.

2. Разработать программу первоочередных задач и перечень нормативных документов, без которых невозможен реальный переход к цифровому здравоохранению.

3. Создать систему стандартизации и интероперабельности МИС, без которой невозможна комплексная цифровизация, поскольку без четко прописанных алгоритмов и протоколов взаимодействие десятков различных систем невозможно.

4. Выделить не менее 5% от бюджета на ИТ на разработку нормативного и методического обеспечения и не менее 10% от бюджета на ИТ на разработку прикладных ИТ-систем, в которых использование ИТ дает максимальный социально-экономический эффект (скрининговые системы, системы для обработки и анализа ЭКГ, системы работы с изображениями и т.д.).

Однако Минздрав остался глух к мнению экспертов, ни одно из их предложений реализовано не было. Спустя год проблемы - те же, исполнители - те же. Никто не ответил за срыв сроков и нерациональное использование денежных средств.

До 2024 года на цели цифровизации здравоохранения планируется выделить еще 177 миллиардов рублей. Не будут ли и эти деньги выброшены на ветер?

Если ситуация с управлением в сфере цифрового здравоохранения не изменится самым радикальным образом, Нацпроект "Здравоохранение" и Майские указы Президента РФ в этой сфере будут неминуемо провалены, уверены специалисты.

 

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter