В 2020 году в стране запланировано ввести в строй 1236 новых фельдшерско-акушерских пунктов (ФАПов). Все они могут стать пунктами продаж лекарств на селе. Что тормозит реализацию проекта?

Цена не влияет на долговечность

По поручению президента РФ, мониторингом строящихся ФАПов занимается Общероссийский народный фронт (ОНФ). В конце 2019 года в поле зрения ОНФ попали 487 объектов, большая часть которых строилась за счет средств Минздрава, а оставшиеся – за счет средств Минсельхоза по программе «Устойчивого развития сельских территорий».

Уже в сентябре по многим объектам фиксировалось гигантское отставание от графика строительства, констатируют активисты. К концу 2019 года 229 объектов из 487 не были завершены. При этом на 75 объектах не было ничего, кроме столбиков и фундамента.

Часть субъектов РФ возводят ФАПы сами, другие – поставляют готовые. При этом самый дешевый поставляемый фельдшерско-акушерский пункт стоит 1 млн 70 тыс. руб., а самый дорогой – 29 млн руб. Причем цена никак не влияет на долговечность. Когда жители на местах узнают о стоимости такого ФАП, несложно представить их реакцию. У них вся деревня стоит столько, сколько один этот ФАП – причем, не самого лучшего качества, срок функционирования которого вызывает большие вопросы.

В некоторых госконтрактах гарантийный срок возводимых ФАПов составляет всего один год, максимальная гарантия на эти постройки – 5 лет». То есть через год здание нового ФАПа может начать разваливаться, и заказчик в лице Минздрава идет на это. Тогда как схожие конструкции, возводимые, например, Министерством обороны РФ, имеют официальную гарантию 10-15 лет.

Минстрой: «Всё законно!»

«Из тех объектов, которые оказались в зоне риска, не было ни одного объекта, который строился Министерством сельского хозяйства, – отметила руководитель экспертно-аналитического центра Российского союза сельской молодежи Наталья Федякова. – Если ФАП строится по линии Минсельхоза – это капитальное кирпичное здание, а если по линии Минздрава – быстровозводимая конструкция, которая неизвестно сколько простоит».

Возможно, в региональных минсельхозах в ходе реализации программы устойчивого развития сельских территорий уже накоплен опыт по строительству данных объектов, которым стоит воспользоваться.

Однако у регуляторов другой взгляд на эту проблему.

«На сегодняшний день в субъектах Российской Федерации реализуются только те проекты, которые вносят правообладатели, то есть муниципальные образования, – отметила представитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Елена Саластей. – Но всё это строится с разрешения Министерства строительства РФ и Министерства здравоохранения РФ, а потому – законно».

По словам зам. министра здравоохранения РФ Натальи Хоровой, существует перечень Минстроя РФ, в котором значатся наиболее эффективные проекты, рекомендованные к повторному использованию. Среди них – 70 медицинских объектов, в том числе 19 наиболее эффективных ФАПов для разных климатических зон из разных субъектов, которые уже успешно функционируют в регионах. Власти на местах, которые строят новые ФАПы, могут воспользоваться этим реестром, и выбрать подходящий проект с учетом своих климатических особенностей, набором помещений и медицинского оборудования.

Однако никто не обязывает регионы перенимать успешный опыт, поэтому они его и не используют.

Кто во что горазд

Сегодня регионам предоставлена полная свобода «самовыражения», и они этим пользуются. В итоге получается «лоскутное одеяло»: по всей стране всё по-разному.

В деревне с населением 200-300 человек могут возвести ФАП площадью 130-170 кв. м, а в населенном пункте с 1500 жителей – построить ФАП площадью 55 кв. м. Люди на местах жалуются, что внутри не хватает места для всех желающих, и приходится ждать на улице даже зимой или идти домой и там дожидаться своей очереди. В ряде построенных в 2019 году ФАПов проведена вода, но нет канализации.

На сегодняшний день нет никакой логистики по доставке пациентов к ФАПу из близлежащих населенных пунктов. Ряд регионов решили закупить передвижные комплексы – мобильные ФАПы. Однако дешевле было закупить «Газели», что и сделали, не подумав о низкой проходимости этих автомобилей, предназначенных главным образом для езды по асфальту. В результате проехать к населенному пункту по грунтовой дороге они не могут. Налицо – провал межведомственного взаимодействия.

Одной из острейших проблем России является лекарственное обеспечение на селе. Жители глубинки жалуются на то, что не могут получить необходимых лекарств, потому что до ближайшей аптеки очень долго ехать. В отдельных открывшихся ФАПах лекарства, действительно, продают, при этом используются различные схемы. В других же фельдшерско-акушерских пунктах невозможно приобрести лекарства, и это волнует и фельдшеров, и местных жителей.

Чистота закупок

«Большие вопросы вызывает и чистота госзакупок, – констатирует, руководитель проекта ОНФ «За честные закупки» Валерий Алексеев. – В 159 процедурах по закупке ФАПов в 2019 году не было ни снижения цены, ни конкуренции. Сроки поставки – от 10 дней до полугода, даже больше. Конечно, ФАПы за 10 дней не отстраивались. В ряде регионов конструкции сначала ставят, непонятно на каких основаниях, а уже потом разыгрывают контракты. Есть контракты, по которым мы до сих пор не можем найти достоверную информацию о поставщике».

Но даже если объект достроен, это ещё ни о чём не говорит, уверяют активисты ОНФ.

«20 апреля нам предстоит докладывать президенту, – отметил Валерий Алексеев, – поэтому мы досконально проверяем, что построено, а что нет. При этом не всегда можем точно сказать, что введено в эксплуатацию, а что нет. Нередки случаи, когда фельдшерско-акушерский пункт вводится в эксплуатацию, а на следующий день – выводится из эксплуатации».

По словам эксперта, в ряде регионов даже губернаторов дезинформируют о реальном состоянии дел. Губернатора приглашают, он торжественно перерезает красную ленточку, после чего ФАП работает один, в лучшем случае два дня, а потом закрывается. Основная причина – либо изначальное отсутствие фельдшера, либо фельдшер разочаровалась в условиях труда и уехала. В итоге, государственные деньги потрачены, а результат, ради которого строился ФАП, не достигается. Первичную медицинскую помощь сельские жители так и не получают. И всё это превращается в одну большую потёмкинскую деревню.

Качество управления

Сопредседатель Центрального штаба ОНФ Леонида Рошаль назвал сложившуюся ситуацию со строительством ФАПов в стране безобразием.

Позднее заключение контрактов, поздняя передача земельных участков от муниципалитетов субъектам, срывы сроков строительства, затянувшиеся процедуры лицензирования ФАПов – от момента подачи документов до получения лицензии, отсутствие фельдшерских кадров. Для тех ФАПов, которые только будут строиться, практически во всех регионах еще нет проектно-сметной документации. Проблем и нарушений – не счесть!

«Федеральные министерства должны эффективно контролировать ход работ по строительству и функционированию фельдшерско-акушерских пунктов на селе, – считает Леонид Рошаль. – Министерство строительства и ЖКХ РФ должно разработать типовые проекты для ФАПов и стандарты строительства для разных климатических и сейсмических зон. Это исключительно его компетенция».

По мнению народных контролеров, необходимо установить жесткие требования для субъектов: что строить, как строить, каким образом разыгрывать контракты и принимать готовые объекты. Рассчитать оптимальную площадь ФАПов для разных населенных пунктов в зависимости от численности жителей, определить необходимый набор помещений и перечень оборудования. Федеральные ведомства должны более серьезно включиться в эту практическую работу.

При этом Минздрав РФ по-прежнему старается возложить всю ответственность на регионы.

По мнению зам. министра здравоохранения Натальи Хоровой, главное – эффективное территориальное планирование

«Мы должны тщательнее работать с регионами по рассмотрению программ модернизации, – считает Наталья Хорова. – Прежде чем вести программу на утверждение в Москву, необходимо рассмотреть ее на межведомственном уровне с Департаментом труда, Департаментом транспорта и связи и др. Все надо продумать заранее, чтобы не было избытка и дефицита мощностей. Этого требуют вопросы, которые будут неизбежно возникать в дальнейшем при эксплуатации зданий, при оплате медицинской помощи за счет средств ОМС».

Наверное, стоит перестать друг друга обманывать. Признаться себе в реальной ситуации на всех уровнях и начать решать проблему. А она – в качестве управления.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter