С января 2019 года в России началась реализация национального проекта «Здравоохранение», который включает в себя восемь различных направлений. Среди задач нацпроекта – сохранение здоровья, сокращение предотвратимой смертности и увеличение продолжительности жизни населения. Первые итоги должны быть достигнуты к 2024 году.

Что возлагает для пациентов национальный проект «Здравоохранение»? Чем отличается нацпроект от других проектов в области здравоохранения, и как Минздрав планирует реализовать его на практике?

Цель – одна, пути – различные

Национальный проект предусматривает восемь направлений развития здравоохранения, включая совершенствование оказания первичной медицинской помощи, помощи при сердечно-сосудистых и онкологических заболеваниях, развитие медицинской помощи детям, подготовку специалистов-медиков, цифровизацию здравоохранения, развитие национальных медицинских центров и медицинского туризма.

Кроме того, проект будет по-разному реализовываться в каждом субъекте, то есть фактически в России будет 85 региональных сегментов одного и того же проекта. Эти региональные проекты разрабатывались совместно с властями субъектов и учитывают региональные различия географического, демографического и инфраструктурного плана.

Принципы и цель у проекта едины, независимо от регионов. В качестве точки отсчета взяты показатели 2017 года. К 2024 году в результате реализации нацпроекта должны быть достигнуты следующие результаты:

  • снижение смертности населения трудоспособного возраста с 473,4 до 350 случаев на 100 тыс. (на 26%);
  • снижение смертности от болезней системы кровообращения с 587,6 до 450 случаев на 100 тыс. в (на 23,4%);
  • снижение смертности от новообразований, в том числе от злокачественных, с 200,6 случаев до 185 случаев на 100 тыс. населения (на 7,8%);
  • снижение младенческой смертности с 5,6 до 4,5 случая на 1 тыс. родившихся детей (на 19,6%).

Человек в ответе за свое здоровье

Важным элементом проекта стало то, что теперь Минздрав фактически закрепляет ответственность пациентов за свое здоровье.

Авторы проекта исходят из того, что геном формирует потенциал здоровья только на 15%, на остальные 85% приходятся средовые факторы: 15-25% – макро- и микроэкология, более 60% – условия и образ жизни.

«Поскольку человек сам максимально влияет на своё здоровье, задача современного здравоохранения и медицины достроить систему информирования населения, формирования эмоционально-волевой установки, мотивации на следование здоровому образу жизни и неприятия деструктивного поведения, – подчеркивает министр здравоохранения Вероника Скворцова. – Сегодня парадигмой становится переход от пассивного участника к активному партнерству, когда человек не только владеет информацией, но и активно пользуется ей при поддержке психологов, соцработников и страховых представителей». Это направление отражено в отдельном федеральном проекте «Демография», связанном с национальным проектом «Здравоохранение».

Повышение доступности медпомощи

Авторы нацпроекта считают, что человеку нужна, прежде всего, доступная медпомощь с комплексом профилактики: популяционными мерами, скриннингами, профосмотрами; коррекцией факторов риска, специфической профилактикой, вакцинацией и диспансерным наблюдением людей с хроническими заболеваниями или факторами риска (вторичная профилактика). Вклад этого комплекса в сохранение здоровья – свыше 60%, а стоимость комплекса в доле от общих затрат на оказание медпомощи составляет лишь 12%, из которых 4% – медицинская профилактика, а 8% – создание условий на ведение ЗОЖ. Такие данные привела министр здравоохранения РФ на Гайдаровском форуме 2019.

Поэтому в рамках проекта планируется обеспечить шаговую доступность первичной медпомощи при распространенных и неугрожающих жизни заболеваниях. Также предусмотрена возможность госпитализации пациентов в течение часа в специализированные центры экстренной помощи, межрайонного муниципального характера (сосудистые, травматологические и т.д.). Специализированная и высокотехнологичная помощь должна оказываться в течение 14-30 дней в специализированных региональных учреждениях, а в сложных атипичных случаях – в федеральных медцентрах. Это обеспечит ещё 40% эффективности здравоохранения.

Ответственность на регионах, но денег они не увидят

Успех реализации нацпроекта «Здравоохранение» во многом зависит от реализации его в конкретном регионе. При этом на осуществление проекта регионы практически не получают средств из федерального центра, если не считать расходов на переоснащение сосудистых центров.

Чтобы выполнить задачу по обеспечению граждан медпомощью и соблюсти предельные сроки ожидания помощи, на регионы возлагается обязанность обеспечить транспортную инфраструктуру: дороги, общественный транспорт, наземные службы скорой помощи.

При необходимости обеспечения медпомощью удалённых труднодоступных и малонаселённых местностей планируется развивать выездные формы медпомощи в виде мобильных бригад с портативным оборудованием, а в некоторых случаях может быть создана служба санавиации.

Проблему нехватки кадров, устранить которую в первичном звене потребовал Президент в новом майском указе, разработчики проекта намерены решить за счет целевой подготовки и целевого приёма. Повышение профессионального уровня медработников планируется достичь в рамках систем аккредитации, непрерывного медицинского образования, симуляционно-треннингового образования, а также развития по всей стране сети медцентров на основе учреждений – федеральных лидеров.

Особое значение для реализации нацпроекта приобретает создание единого цифрового контура в здравоохранении, который нужен для управления процессами и ресурсами, внедрения электронного документооборота и расширения возможностей телемедицины. К концу 2021 года все цифровые контуры медицинских организаций, по словам министра, должны объединиться в рамках единых региональных сегментов с едиными централизованными основными сервисами. Запланировано создание единых диспетчерских скорой помощи и санавиации, централизованных архивов изображений, лабораторных показателей.

В конечном итоге «региональные сегменты должны прийти в соответствие с едиными типовыми требованиями настолько, чтобы интегрироваться с единой государственной информационной системой и замкнуть единый национальный цифровой контур здравоохранения», – подчеркнула Вероника Скворцова.

ОМС – объединяющий фактор

Притом, что каждый регион индивидуально решает вопросы инфраструктуры, транспорта, дополнительного набора кадров – методология, нормативная база и финансовые ресурсы остаются едиными. Объясняется это тем, что 90% медпомощи оказывается из внебюджетного фонда ОМС, который работает с 2013 года на основе единого подушевого норматива и по расчётам субвенций.

«Таким образом, программа государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи, тарифная политика, способы оплаты медицинской помощи, методики расчёта потребности в медицинских работниках, требования к электронным медицинским системам, как на уровне организаций, так и регионов, и непрерывно обновляемые смысловые документы, носящие национальный статус, всё время остаются едиными. Это – основной принцип формирования национальной системы здравоохранения», – отметила министр.

В результате к 2024 г. смертность должна быть сокращена на 229 тыс. в год, а к 2030 году поставлена национальная цель достичь продолжительности жизни свыше 80 лет. «Это чрезвычайно сложная, амбициозная задача», – признается министр, с учетом того, что России растет число граждан старше 60 и 80 лет.

Важно в первую очередь снизить предотвратимую смертность. Подсчитано, что к 2024 году нужно сохранить дополнительно около 230 тыс. жизней. Главный ресурс здесь – борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями, за счёт чего, по прогнозам Минздрава, удастся сохранить 88% (203 из 230 тысяч) жизней. Ещё 23 тысячи даст усовершенствование противоонкологической системы, 3 тысячи – системы детства, в том числе улучшение детской инфраструктуры. И не менее 10% вклада в сохранение жизни вносит первичная медико-санитарная помощь.

Особенности нацпроекта «Здравоохранение»

Говоря об отличиях нового нацпроекта от других проектов в области здравоохранения, стоит отметить, что в его структуре предусмотрены 4 федеральных проекта (первичная медпомощь, сердечно-сосудистые, онкологические заболевания, детское здравоохранение), и 4 обеспечивающих проекта (научно-исследовательские медцентры, квалифицированные кадры, цифровая медицина, экспорт услуг). По словам главы Минздрава, они не просто взаимосвязаны, а являются «сквозными». В то же время, как уже говорилось, финансируется из федерального центра только модернизация сосудистых центров. Остальное – задача самих регионов.

«Например, для снижения смертности от болезней сосудов и сердца необходимо качественно проводить профилактику и диспансерное наблюдение с медикаментозной поддержкой в первичном звене, внедрить современные клинические рекомендации и подходы, обеспечить систему кадрами и создать профильный цифровой контур на сосудистые заболевания. При этом финансируется только одно мероприятие данного проекта – переоснащение сосудистых центров. Всё остальное – комплекс организационных, логистических, кадровых и других мер», – отметила Скворцова.

Особенность нового проекта в том, что перед регионами теперь не стоит задача просто освоить деньги и обновить оборудование, хотя это и является условием, требующим финансирования. Необходимо сформировать региональные комплексные программы с чёткими компонентами, логистикой и «дорожной картой» реализации. Причем сделать это в кратчайшие сроки, ведь Минздрав приступает к этому в первом квартале 2019 г.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter