Выступая на пленарном заседании съезда партии «Единая Россия» Президент России Владимир Путин подчеркнул необходимость реформирования системы обучения врачей и медицинских специалистов. Он отметил, что система аккредитации врачей и непрерывное медицинское образование играют для развития отечественного здравоохранения существенную роль.

Ранее министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова говорила о том, что как только все российские врачи будут аккредитованы, страна сможет перейти в систему, при которой возможно взаимообращение специалистов, дипломов, аккредитационных листов в странах-участницах ВОЗ.

Однако чтобы реализовать эти идеи, нужно провести аккредитацию у порядка 2 млн специалистов, для чего требуется около 115 симуляционных центров по всей стране, где врачи различных направлений могут отрабатывать практические навыки.

Пока же не все врачи верят в успех данного начинания. Так, из трех тысяч медицинских работников 77% недовольны первоначальной подготовкой молодых специалистов, которые приходят на работу в поликлинику. По их мнению, важно пересмотреть не только систему постдипломного образования, но и систему подготовки студентов в медицинских вузах.

Проблема здесь наблюдается в том, что молодые специалисты уже на студенческой скамье не стремятся учиться, не говоря уже о том, чтобы продолжить обучение после устройства на работу. Так, согласно данным мониторинга, проведенного Общероссийским народным фронтом, только 51% врачей участвуют в системе непрерывного медицинского образования (НМО), 45% не участвуют, а 4% специалистов даже не знают, что это такое.

С введением непрерывной системы повышения квалификации специалистов допуск к ведению профессиональной деятельности будет осуществляться через процедуру аккредитации, в которой важное место занимает непрерывное медицинское образование.
На данный момент в России действует первичная аккредитация врачей, первичная специализированная аккредитация, периодическая (не реже 1 раза в 5 лет) программа дополнительного профессионального образования.

Однако теперь с вступлением в силу закона № 334н от 2 июня 2016 года на первичной аккредитации помимо оценки уровня теоретической подготовки оцениваются также практические навыки и умения в симулированных условиях, для чего и требуется открытие новых симуляционных центров. «При этом должный уровень подготовки должен быть как у специалистов, проводящих аккредитацию, так и у тех, кто эту аккредитацию проходит», — говорит профессор Аркадий Верткин.

Сама система сертификации также отличается. Так, медработники, прошедшие сертификацию или аккредитацию до 2016 года, проходят сертификационный цикл длительностью 144 часа, из которых 36 часов — дистанционно. При получении сертификата в 2016 году и позже проводятся пятилетние циклы (50х5), то есть специалисту надо ежегодно набирать 50 кредитов в течение 5 лет. В эти 50 часов входят 36 часов не дистанционных образовательных программ и 14 часов НКО (электронные модули и конференции).

Реализация мероприятий по повышению квалификации медработников выглядит следующим образом. После регистрации на портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования специалист выбирает цикл обучения и формирует предварительную заявку. Далее медработник подает своему руководителю в медицинской организации заявление с просьбой включить в план его обучение из средств ФОМС, согласует с ним предварительную заявку, которую уже руководитель отправляет в образовательную организацию. Там за специалистом закрепляется место, в заявке ставится специальная отметка, а копия документа направляется обратно руководителю.

Ему необходимо включить в заявку план образовательных мероприятий и направить ее в уполномоченный орган. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) обязан уведомить медицинскую организацию о наличии средств и возможности оплаты данных мероприятий в течение 5 рабочих дней с момента утверждения плана уполномоченным органом. После этого работодатель сначала подписывает договор с образовательной организацией, затем заключается соглашение с ФОМС для оплаты обучения специалиста. ФОМС перечисляет работодателю средства в соответствии с утвержденным планом и сроками обучения, а работодатель уже переводит деньги образовательной организации. Только когда этот сложный путь бесконечных согласований и утверждений закончится, специалист проходит обучение и получает удостоверение о повышении квалификации, а часы обучения засчитываются в личной системе сертификации.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter