В самое ближайшее время страховые медицинские организации станут проводить экспертизы качества медицинской помощи в системе ОМС. В сентябре Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) выпустил соответствующие методические рекомендации, которые, по сути, являются обязательным к исполнению нормативным актом.

В методичке (Письмо ФОМС от 15.09.2016 № 8546/30-5и) прописан порядок проведения мультидисциплинарной экспертизы качества медицинской помощи. Порядок этот предполагает оценку качества медпомощи на разных этапах и уровнях ее оказания, для чего будут привлечены эксперты разных врачебных специальностей. То есть если раньше конкретную проверку качества в страховой организации мог проводить один специалист, теперь будет создана полноценная группа экспертов.

«У пациентов, особенно пожилых, может быть не одно, а несколько заболеваний. К примеру, с патологией легких человек попадает в пульмонологию, а еще у него проблемы с сердцем, язва желудка – поэтому его наблюдают также кардиолог и гастроэнтеролог. Медпомощь оказывается комплексно. Так что и проверять ее качество теперь будут комплексно, по всем заболеваниям», – пояснил управляющий Центром медицинского права Алексей Панов.

Поводами для целевой мультиэкспертизы медицинской помощи станут жалобы пациентов на качество медуслуг и случаи гибели пациентов (в том числе вне стационара) при сердечно-сосудистых заболеваниях, пневмонии, раке молочной железы и первичном выходе трудоспособных россиян на инвалидность.

Плановые мультиэкспертизы страховщики по заданию ФОМС проведут по случаям заболеваний, вызывающим наибольшую смертность населения. Сроки проведения таких объемных экспертиз – до 4-х месяцев, однако проверки по жалобам пациентов должны проводиться короче – до 60 дней.

«Мультидисциплинарная экспертиза качества медпомощи похожа на судебно-медицинскую экспертизу, – считает Панов. – Впервые в методичке представлен перечень вопросов, которые будут поставлены перед экспертами – подобные тем, которые адресуются судебно-медицинским экспертам. Среди них: анализ правильности этапов врачебного процесса (сбора информации, постановки диагноза, обследования, лечения, его преемственности), установление дефектов медпомощи и их негативных последствий, степень достижения запланированного результата. В итоге оформляется мотивированное экспертное заключение, в котором должно быть сказано, является ли ненадлежащая медпомощь причиной смерти (другого неблагоприятного исхода в лечении) пациента. Это тоже новшество, поскольку раньше судебные эксперты не склонны были мотивировать свои выводы. Ну и главное: в системе ОМС такое заключение является письменным доказательством. С ним пациенты могут предъявить претензии больнице, а если получат отказ – обратиться в суд. Предмет иска – требование компенсации морального вреда в виду нарушения прав потребителя (поскольку потребительское законодательство распространяется на ОМС)».

Таким образом, считает юрист, ФОМС выполняет посыл Президента РФ к страховщикам защищать интересы пациентов.

Председатель Ярославского областного общества инвалидов-больных рассеянным склерозом «Гефест» Игорь Степанов согласен, что мультидисциплинарная экспертиза качества медицинской помощи – в интересах пациентов.

«Поскольку при такой экспертизе выявляются конкретные ошибки (нарушения медперсонала), больницам будут даны рекомендации по улучшению качества медпомощи. Если они станут исполняться, качество повысится. Что до самих медорганизаций, то для них возрастут риски претензий со стороны пациентов и, как следствие, недополучения средств за их лечение от страховых медицинских организаций, поскольку страховщики будут за нарушения штрафовать», – отметил эксперт.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter