Оптимизация не только не помогла решить проблемы в сфере здравоохранения, но даже усугубила многие из них. Такого мнения придерживается сопредседатель Всероссийского союза пациентов Ян Власов.

Проведенный Всероссийским союзом пациентов мониторинг общественного мнения позволил определить, как воспринимает перемены в отечественном здравоохранении пациентское сообщество. Его итог далеко не радостный. Особенно сильно пациентов беспокоят вопросы, связанные с доступностью здравоохранения.

Рассказывает сопредседатель Всероссийского союза пациентов Ян Власов:

Согласно нашим опросам, оптимизация здравоохранения в том виде, в котором она была организована, не принесла ожидаемого эффекта и усугубила многие проблемы как в регионах, так и на федеральном уровне.

Российской системе здравоохранения доверяют 55 процентов пациентов. В регионах удовлетворенность здравоохранением чуть выше, но не превышает 60 процентов, и эти цифры еще не столь низкие, как фиксировались 5 лет назад. Люди хотят видеть здравоохранение более эффективным, доступным, качественным, персонифицированным. Пока же число жалоб от пациентов на доступность медицинской помощи растет.

Проведенные опросы показали, что так называемая «оптимизация» здравоохранения воспринимается негативно. В 26 субъектах было опрошено 130 общественных экспертов, которые по 10-бальной шкале оценивали необходимость оптимизации. В итоге инициатива по оптимизации набрала лишь 1,5 балла. Более 70 процентов опрошенных полагают, что оптимизация в их регионе не оправдана. Более 50 процентов респондентов уверены, что она совершенно не нужна. Высокие оценки не дал ни один эксперт.

Беспокойство пациентов вызывает доступность здравоохранения. Более 36 % участников опроса отмечают сложности с получением талона к специалисту. 32% жалуются на живые очереди, чуть меньше – на длинный период ожидания процедур. Чаще всего жалобы приходят на учреждения, в которых не налажена маршрутизация и не внедрена электронная очередь.

Пациентов волнует также резкое сокращение числа врачей — из 20 тысяч медработников, по словам чиновников, нашли работу лишь 834. Происходит сокращение медицинских учреждений и коечного фонда, снижение реальной оплаты труда. Пациенты отмечают и снижение качества медпомощи.

Также в ходе опроса мы узнали мнение пациентов относительно уровня профессиональной подготовки врачей. 60 процентов уверены, что этот уровень низкий, и что врачи больше заботятся о себе, чем о пациенте. Пациенты отмечают, что у нас забылось слово «служение», здоровье стало товаром, хотя у здоровья нет цены. В некоторых медицинских вузах студентам внушают, что медицина — прибыльная отрасль, и задача врача — извлечь экономическую выгоду. Улучшение качества здоровья – это та цель, которую должен преследовать врач, а не думать о том, как заработать себе на жизнь. Достойно содержать врача — это задача государства.

От себя добавлю, что серьезную проблему для здравоохранения представляет нехватка средств. В 2016 году на финансирование проектов здравоохранения было выделено 32 млрд рублей, с 2017 по 2019 год правительство на эти цели готово потратить лишь 610 млн.

Как улучшить ситуацию в здравоохранении? Основные направления для работы были определены в указах Президента. Необходимо разработать комплекс мер, направленных на совершенствование оказания медицинской помощи. Нужно снизить смертность, разработать стратегию лекарственного обеспечения, повысить до 90 процентов долю производимых в России жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, обеспечить поликлиники и больницы медицинскими кадрами, поднять среднюю зарплату врачей и медсестер.

Отмечу, что определенные положительные сдвиги уже есть ¬— меняется система страховой медицины, развивается телекоммуникационная медицина. Но чтобы добиться большего, пациентам надо бороться за свои права.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter