Будет ли востребована российская фармацевтическая продукция в развитых странах? Возможен ли массовый экспорт отечественных лекарств? Какие трудности ждут российских производителей на мировом фармацевтическом рынке? Эти проблемы затронул генеральный директор Ассоциации Российских фармацевтических производителей (АРФП) Виктор Дмитриев в ходе своего выступления на бизнес-форуме «Экспорт в приоритете».

«Фармация – одна из наиболее зарегулированных промышленных отраслей, и это объясняется тем, что фармацевтическая продукция напрямую влияет на здоровье и жизнь человека. Где-то мы сетуем, что это регулирование излишне, но где-то понимаем – без него велики риски того, что недоброкачественная продукция попадет пациенту и будет прямо противоположный ожидаемому эффект.

Если говорить об импортозамещении, то мы им занимались всегда, то есть еще до санкций и до тех макроэкономических процессов, которые мы наблюдаем сегодня. Основной рынок внутри России сейчас – это рынок дженериков, воспроизведенных лекарственных препаратов. Поэтому та ситуация, которая сложилась с 2014 года, только во многом подстегнула процесс импортозамещения, и мы к нему может быть стали относиться более внимательно. Анализируя его, мы поняли, что импортозамещение не должно быть какой-то кампанией, это должна быть четкая программа с пониманием того, что эффективным оно может быть только тогда, когда мы будем нацелены на экспорт. В противном случае мы будем замыкаться на собственном рынке, а это определенная стагнация. Если мы в финале останемся здесь, то не сможем выйти на другие рынки.

Сегодня, к сожалению, соотношение экспорта к импорту в нашей отрасли характеризуется цифрами 1:16. По итогам прошлого года мы экспортировали продукции приблизительно на 0,5 млрд долларов, а импорт пришел на сумму более 9 млрд долларов. Это, может, не совсем четкая статистика, потому что благодаря стратегии ФАРМА-2020 достаточно много зарубежных транснациональных компаний локализовалось в Российской Федерации. Они открыли свои производственные площадки, и сегодня мы их продукцию воспринимаем не как завезенную, а как отечественную. Цикл производства достаточно сложный, и для нас крайне важно понимание, на каком этапе производства лекарственный препарат получает статус «локальный». Производство – это, как минимум, три этапа: субстанция, готовые лекарственные средства, упаковка. В основном те компании, которые пришли на наш рынок, начинали с упаковки. Мы понимаем, что если остановиться на этом этапе, мы будем развивать не фармацевтическую промышленность, а бумаго-картонную. Мы будем шикарными упаковщиками, но никогда не будем хорошими фармацевтами и хорошими химиками. Поэтому было принято решение упакованную продукцию не воспринимать как локальную, как минимум, на бюджетных торгах.

Тем не менее отрасль шагнула вперед. Мы думаем об экспорте, и не только об экспорте на стратегически важные для нас рынки – рынки стран СНГ, но и задумываемся о новых рынках, в том числе европейских, о рынках Юго-Восточной Азии, о рынках Латинской Америки. Здесь мы видим перспективы и здесь мы видим определенные ресурсы, чтобы реализовать эти программы.

Что нам сегодня если не мешает, то осложняет жизнь? Первое – не всегда наши валидационные процедуры внутри страны гармонизированы и не всегда соответствуют подобным процедурам США, Японии, стран ЕС и т.д. Такое несоответствие приводит к тому, что мы фактически дублируем многие из предрегистрационных процессов, которые мы проводим в Российской Федерации. Это клинические исследования – они достаточно затратны и финансово, и длительные по времени. Это касается и вопросов подтверждения качества производства по стандартам GMP, потому что Россия пока еще не вошла в структуру PICS. Все в комплексе приводит к дополнительной нагрузке на производителя.

Второй момент, который для нас актуален и на который мы всегда обращаем внимание, – это патентная защита. У нас, к сожалению, маловато опыта по патентованию своих продуктов за рубежом. Здесь мы четко понимаем, что с воспроизведенным препаратом мы сразу за рубежом попадаем в жесткую конкуренцию, а с новым препаратом выходить на рынок всегда страшновато, потому что мы боимся, что его быстро воспроизведут. Наш опыт в системе патентования еще маловат для того, чтобы быть спокойными за то, что препарат попадет в конкурентную среду, но останется долгое время под патентной защитой. Поэтому в этом направлении отечественным производителям нужна поддержка.

И последний момент, чисто технический, касается наших торговых представительств за рубежом. Например, даже в странах СНГ мы испытываем проблемы с конвертацией валюты. К сожалению, из-за этого основная масса наших компаний сталкивается с серьезной отсрочкой платежа. Мы отправляем продукт на экспорт, не понимая, когда получим деньги обратно. Хотелось бы, чтобы в этом направлении работа велась активнее.

Есть и другие вопросы, но я уверен, что мы общими усилиями, такие проблемы будем решать и благодаря российскому экспортному центру, и с помощью регуляторной составляющей».

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter