В фармацевтических вузах и колледжах завершилась очередная аккредитация. О её итогах и наметившихся трендах рассказывает заведующая кафедрой управления и экономики фармации и фармацевтической технологии ПИМУ, председатель Нижегородской ассоциации фармацевтов, член-корреспондент РАЕН Светлана Кононова.

Статья из газеты "ЛекОбоз"

Понимание или зубрёжка?

Светлана Владимировна, аккредитация выпускников провизоров проводится не в первый раз. Можно ли говорить о каких-то общих закономерностях?

– Пожалуй, некоторые закономерности уже можно проследить и даже соотнести их с традиционным учебным процессом. Для меня стало очевидным, что и банк тестов, и задачи для проверки практических навыков нуждаются в существенной коррекции. В первую очередь, конечно, речь идёт о тестах.

Вам не близка система тестовых оценок?

– Тестовая система оценок придумана не вчера, и она доказала своё право на существование. Однако в нынешнем варианте аккредитационные тесты не в полной мере способствуют выполнению своей основной функции по проверке тех знаний, которые требуются выпускнику. Парадокс в том, что студенты, имеющие практический опыт работы за первым столом, сдают письменные тесты хуже, чем те, кто в аптеке не подрабатывал.

Чем это объясняется?

– Я наблюдала, как готовились к экзаменам многие студенты. Они не повторяли изученный материал. Они механически зазубривали правильные ответы на каждый тест. Некоторые умудрялись даже выучить номера. При ответе на тест не важно, насколько глубоко ты разбираешься в теме. Важно, чтоб проставленная тобой циферка соответствовала номеру правильного ответа. Сами студенты относились к тесту, как к некой обязательной, но бесполезной процедуре. От одного из них мне довелось услышать: «Тестирование – это не для нас, это для вас. Мы в аптеках так не работаем». Значит ли это, что есть некий отрыв тестовых заданий от потребностей практической фармации?

– Не могу быть столь категоричной, однако нынешний банк тестов слишком велик: более 4000 вопросов для провизоров и свыше 2000 для фармацевтов со средним образованием. При этом значительная часть вопросов не относится к работе специалистов первого стола. Я не против, если наши выпускники будут обладать широкой эрудицией в различных сферах фармацевтической профессии. Возможно, когда-нибудь им пригодится то, о чём их спрашивали в тестах относительно технологии или производственного контроля качества. Но надо понимать, что по факту наши выпускники, не прошедшие ординатуру, имеют право работать только в первичном звене. Они это прекрасно осознают и относятся к вопросам теста соответственно.

Знания для первого стола

Много ли ваших выпускников на самом деле идёт за первый стол? Раньше была очень популярной профессия медицинского представителя. Как сейчас?

– Точных данных по этому году пока нет, не все выпускники уже имеют определённое место работы. Знаю, что около половины студентов заявляли о своём желании работать медицинскими представителями. Но давайте смотреть объективно. Стать успешными в этой профессии способны не более 20% выпускников, поскольку там нужны не только знания, но и развитые коммуникативные навыки и даже особая жизненная позиция. Кроме того, на рынке труда спрос на медицинских представителей стал меньше в силу объективных причин, связанных и с изменениями нормативной базы, и с экономическими условиями.

Каковы шансы новоиспечённых провизоров продолжить обучение в ординатуре?

– Пока минимальны. В нашем вузе идёт подготовка к лицензированию ординатуры. Количество мест в других вузах ограниченно, несмотря на то что обучение в фармацевтической ординатуре везде платное. Так что более половины наших выпускников действительно идут работать в аптеку за первый стол. В связи с этим хотелось бы, чтобы и аккредитационные тесты формировались с учётом данной ситуации.

Не отступая от текста

Вы упомянули не только тесты, но задачи для проверки практических навыков. Что важно изменить в них?

– В этом году я входила в состав аккредитационной комиссии фармацевтического колледжа, поэтому могла оценить происходящее не только как участник, но и как наблюдатель. Это дало возможность иначе взглянуть на процесс оценки навыков во время аккредитации. Слушая, как выпускники выполняют ситуационные задачи, я убедилась, что эта часть аккредитации тоже нуждается в совершенствовании. Студенты выучили практически слово в слово предлагаемые ситуации и озвучивали их перед комиссией. Это было, как если бы кто-то декламировал наизусть стихи, не вдаваясь особо в их смысл.

Как это проявлялось?

– Фармацевты зазубрили диалоги первостольника и пациента, которые были записаны в качестве макетов для аккредитации. При этом пациент всегда говорил одно и то же. Например, рассматривалась ситуация, когда пациент приходит в аптеку без рецепта и жалуется на боль в горле. Фармацевт спрашивает, повышена ли у него температура. По условиям задачи пациент отвечает, что температура нормальная. Вариант повышения температуры в задаче даже не рассматривается! Как проверить, насколько ориентирован будущий фармацевт в реальных ситуациях, если он только повторяет то, что написано?

Наверное, можно задать уточняющий вопрос?

– Нет, нельзя. По правилам проведения аккредитации члены комиссии не имеют права задавать вопросы отвечающим.

Как можно исправить ситуацию?

– Полагаю, практические задачи должны предусматривать несколько вариантов развития событий. И быть более приближенными к реальным диалогам, которые происходят в аптеках. Некоторые ответы, предлагаемые в качестве правильных, вызывают недоумение. Например, фармацевт, узнав, что у пациента нет рецепта, предлагает ему безрецептурный препарат. А что, если этому пациенту срочно надо к врачу? Такой поворот событий в макете не рассматривается. Считаю, что к составлению подобных задач необходимо привлекать не только теоретиков, но и работников первого стола. Они по опыту знают, с какими пациентами придётся иметь дело фармацевтам и как быть к этому готовым.

Как бы вы в целом охарактеризовали уровень подготовки выпускников?

– Если судить по результатам аккредитации, то он весьма достойный. Дети выучили всё, что от них требовалось. Порадовало, что в третьей части аккредитации, где у экзаменаторов есть возможность пообщаться со студентами, многие продемонстрировали хорошее владение профессиональными навыками. Однако хотелось бы ещё большей приближённости к практике и направленности не на заучивание, а на понимание процессов.

Беседу вела Елена Смирнова

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter