Обсуждению результатов реализации «Плана мероприятий по развитию Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения в 2015-2018 гг.» или так называемой дорожной карты информатизации здравоохранения посвящена статья Президента Ассоциации развития медицинских информационных технологий (АРМИТ) Михаила Эльянова «Куда привела Дорожная карта Минздрава?».

В публикации автор отмечает, что в начале 2019 года глава департамента Минздрава Елена Бойко была назначена заместителем министра здравоохранения России, видимо, «именно в связи с блестящим выполнением этих работ уважаемая Е.Л. получила свой высокий пост. Поэтому хотелось бы поглубже понять, чему нам надо учиться, учиться и еще раз учиться!»

Подводя итоги

Михаил Эльянов напоминает, что еще в 2015 году им была опубликована статья «Дорожная карта топтания на месте», в которой высказал мысль, что главная цель документа – «не столько развитие ИТ для здравоохранения, сколько попытка обеспечить тем, кто будет отвечать за реализацию ДК, спокойное и безбедное существование при кормушках в течение нескольких последующих лет …». Прошедшие 4 года не смогли его переубедить.

«До сих пор остается неизвестным, кто готовил дорожную карту. В свое время этот принципиальнейший документ прошел мимо Экспертного совета Минздрава России по использованию ИКТ в системе здравоохранения и вообще мимо какого-либо профессионального обсуждения. ДК. За 4 (!) года никто в авторстве так и не сознался. Более того, ДК, опубликованная на сайте Минздрава России не сопровождается ни подписями, ни печатями, ни датами утверждения. А может быть, ее официально вообще не существует? Ладно. Не будем о грустном».

Вопросов осталось много

Далее автор оценивает, насколько успешно удалось выполнить ту самую дорожную карту. Очень много вопросов и недоумений вызывают у него обозначенные прикладные задачи:

«Процент медицинского персонала, участвующего в медицинском электронном документообороте, прошедшего обучение применению информационно-коммуникационных технологий» (п.16) должен был к концу 2018 дойти до 100%. Но до сих пор необходимые принципиальные документы по электронному документообороту вообще не приняты. Отсутствие полноценного электронного документооборота продолжает оставаться главным тормозом цифрового здравоохранения, подчеркивает Михаил Эльянов.

«Процент цифрового диагностического медицинского оборудования, обеспечивающего передачу результатов исследований в прикладные компоненты регионального сегмента ЕГИСЗ в соответствии с утвержденным в субъекте РФ регламентом» (п. 34) должен составлять 20%, в 2015 г., 30% – в 2016 г., 50% – в 2016 г.,  80% – в 2018 г. А «регламент передачи цифровым диагностическим медицинским оборудованием, эксплуатируемым в медицинских организациях субъекта РФ, результатов исследований в прикладные компоненты регионального сегмента ЕГИСЗ» (п. 30) должен быть утвержден только в 2016 (то есть лишь к 2017 году). Это напомнило автору известный анекдот про дурдом, где сначала обитателей запускают в бассейн (в том числе и для прыгания с вышки) и обещают в случае хорошего поведения налить в бассейн воду. 2018 год прошел. И каков же реальный процент? Кто-нибудь видел этот регламент? Михаил Эльянов полагает, что регламента вообще нет, и ни о каких обещанных 80% речи идти не может.

«Процент автоматизированных рабочих мест, имеющих доступ к системам непрерывного медицинского образования  справочных подсистем федерального сегмента ЕГИСЗ» (п. 35) уже в 2015 году должен был составить 50%., а в 2018 – 100%. Автор также сомневается, что эти системы существуют.

«Процент выписанных рецептов льготного лекарственного обеспечения, передаваемых в электронном виде в аптечные учреждения» (п.54), к концу 2018 года должен был составить 100%. В реальности же эта цифра однозначно не достигает 100%.

Аналогичная ситуация и по другим пунктам, подчеркивает Михаил Эльянов.

Отсутствие системы мониторинга

Президент АРМИТ задается вопросом о том, каким образом и откуда Минздрав мог получить информацию о реальных результатах. Вероятно, из региональных Минздравов и МИАЦев. Но как убедиться в ее достоверности или в достоверности ее «обобщения»? Этот процесс, безусловно, должен быть полностью автоматизирован и прозрачен. В противном случае мы можем получить систему приписок огромной коррупционной емкости. АРМИТ неоднократно направляла в Минздрав РФ информацию о том, что в рамках ЕГИСЗ должна быть создана система мониторинга и контроля процессов цифровизации российского здравоохранения.

Нереальные задачи

Особо отмечается в статье, что в соответствие с дорожной картой внедрение федерального сервиса системы поддержки принятия врачебных решений в прикладных системах ЕГИСЗ (п.40) должно быть выполнено к 2018 году. «Мне кажется, что люди, которые писали этот пункт либо понимали, что за написанное отвечать не придется (и можно писать любую чушь), либо – довольно слабо представляют, о чем они говорят», – полагает Михаил Эльянов. Он приводит цитату из той же публикации 2015 года: «Реальные СППВР – очень сложные и неоднозначные задачи. Даже, если бы Департамент информационных технологий и связи в совокупности с ЦНИИОиЗ, начиная от уборщиц, состояли исключительно из нобелевских лауреатов, то и в этом случае были бы большие сомнения в возможности решения этой задачи за несколько лет. Сама идея, что можно сделать такой сервис для целого комплекса сложнейших и разнообразнейших задач (лаборатория, радиология, функциональная диагностика, управление и т.д.) лично мне представляется абсолютно дилетантской». Глава АРМИТ с сожалением констатирует, что прогноз сбылся полностью, и за прошедшие годы Минздравом в этом направлении ничего сделано не было.

Опасения подтвердились

Также Михаил Эльянов касается вопросов введения электронной медицинской карты (ЭМК). В явном или неявной виде она неоднократно упоминается в дородной карте. «Однако в реальности Минздрав сделал все, чтобы ЭМК – ключевой компонент ЕГИСЗ – должного развития не получила. Необходимые материалы были представлены в Экспертный совет Минздрава по ИКТ его членами еще в 2015 году. Однако совместными усилиями Е.Л.Бойко и Т.В.Зарубиной этот Совет был тогда же придушен, то есть попросту прекратил существование, – заявляет он. – Причин тому две: нежелание Е.Л.Бойко и Т.В.Зарубиной демонстрировать свою некомпетентность на фоне профессионалов; стремление максимально снять с себя ответственность за провал ЕГИСЗ».

Далее он поясняет свою мысль: «Еще в середине 1990-х с внедрением компьютерных систем ОМС практически во всех медорганизациях были созданы регистры прикрепленного населения. С установкой в этих медорганизациях МИС появилась прекрасная [возможность – Прим. ред.] перекачать в них информацию из этих регистров и гордо заявить, что практически на все население заведены ЭМК. Ну и что из того, что там кроме паспортных данных, возможно, ничего и нет? Как любят повторять Бойко и Зарубина, мы только «в начале пути». Ну и что, что ЕГИСЗ пилят с 2011 года? Ну и что из того, что  потратили 45-50 миллиардов? Зато со всех трибун можно разглагольствовать, что в стране полным ходом идет цифровизация здравоохранения».

Подводя итог, Михаил Эльянов с сожалением отмечает, что предположение, сделанное им еще в 2015 году, сегодня подтвердилось, и подкрепляет это выдержкой из своей публикации: «В итоге в 2019 году электронной медицинской карты нам не видать. В лучшем случае мы увидим ее фрагменты… ЕГИСЗ мало кому и в чем реально помогает, а продолжает оставаться бездонной дырой, куда утекают бюджет, время, интеллектуальные ресурсы».

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter