Прочему в регионах работают клиники, которые необходимо немедленно закрывать, в чем источник проблем в региональном здравоохранении, почему идея электронной больницы превращается в профанацию, и можно ли доверять данным официальной статистики, рассуждает министр РФ по делам «Открытого правительства» Михаил Абызов.

Для осуществления государственного контроля в сфере здравоохранения задействован внушительный административный аппарат, объединяющий 44 ведомства, которые проводят свыше 190 видов государственного надзора. Предполагается, что эта громоздкая государственная машина должна пройти процесс реформирования, на что в общей сложности уйдет около 10 лет. Однако ряд вопросов осуществления надзорной деятельности не терпят отлагательства, и в некоторых аспектах систему необходимо модернизировать в самые краткие сроки.

Новый подход

Одна из важнейших задач реформы — изменение системы государственного контроля и внедрение риск-ориентированного подхода. Данный принцип, по убеждению Михаила Абызова, необходимо применить прежде в отношении внеплановых мероприятий.

«На сегодняшний день смертность от сердечно-сосудистых заболеваний является наиболее значимой проблемой здравоохранения, поэтому государственный надзор необходимо усилить именно в этом секторе. Болезни ЖКТ и онкология также являются лидирующими нозологиями, а значит, и эти направления должны стать приоритетными. Возможности государственного надзора не безграничны, поэтому необходимо не только контролировать, но и предупреждать риски, вводя так называемое профилактическое проектирование. К реализации этих уровней риск-ориентированного подхода, Росздравнадзор приступит уже в этом году», – сообщил министр.

Информатизация не завершилась

Михаил Абызова с сожалением отметил, что введение электронных систем и разработка электронной информационной среды в здравоохранении сильно осложняется тем, что ПАО «Ростелеком», отвечающее за обслуживание этой программы, после внедрения осуществляет поддержку IT-решений лишь в течение гарантийного срока. Модель адаптируется для нужд медицинского учреждения, однако после окончания срока гарантии работа Ростелекома прекращается. Нормальная эксплуатация программ в этих условиях становится невозможной, а обратная связь с разработчиками утрачивается, в результате чего регионы вынуждены заниматься обслуживанием электронной среды «на свой страх и риск». Кроме того, по словам главврачей больниц, программа в нынешнем виде отвечает только нуждам амбулаторных учреждений и не годится для стационаров. Но главная проблема состоит в том, что состояние рабочих мест большинства медучреждений не приспособлено для работы с информационной средой.

«Для того чтобы система функционировала, — сказал Абызов, — необходимо подключить к ней значительное число медучреждений. А если две трети российских врачей не имеют на своих рабочих местах компьютеров, идея электронной больницы превращается в профанацию. Вся информация опять будет наноситься на бумагу, а затем дублироваться в цифровом виде. Все это будет отнимать массу времени, которого у врачей и так не хватает».

Для эффективного существования информационной системы необходимо не только обеспечить больницы оборудованием, но и повысить квалификацию самих медработников, создав хотя бы начальный уровень компетентности. Это приведет к снижению нагрузки на врача, повышению качества медицинских услуг, и, главное, к созданию уникальной базы диагнозов и форматов лечения пациентов, которая станет реальным механизмом поддержки принятия решений. Кроме того в рамках информационной среды запустится электронная система бенчмаркинга и функция телеметрии по крайней мере в формате консультаций «врач-врач».

Взаимодействие с регионами

К сожалению, до сих пор не выработаны реальные рычаги взаимодействия между федеральным ведомством и региональными министерствами, отметил Абызов. Учреждения здравоохранения в регионах подответственны своим министерствам. Основные проблемы возникают не из-за низкой компетентности врачей, а из-за отсутствия должного финансирования, обращаться за которым необходимо в региональный ФОМС и местные органы исполнительной власти. То есть устранение проблем может происходить лишь на региональном уровне, что приводит местные больницы и органы власти к некоей «корпоративной закрытости» от федерального звена.

«Росздравнадзор может столкнуться с некой «серой зоной», в которой невозможно объективизировать проблему, — сказал Абызов. — Отношение подведомственных учреждений, к региональным органам власти всегда будет лояльным, так как они находятся «в одной лодке». В связи с этим одной из важных задач Росздравнадзора является разработка механизмов проверки, при которой регионы не занимались бы корпоративной защитой интересов, а вместе с федеральными партнерами выявляли накопившиеся проблемы. Кроме того необходимо устранить такую значимую проблему, как непонимание регионами задач, поставленных федеральным ведомством. Например, в рамках закона о внедрении независимой оценки качества социальных услуг каждое из региональных министерств сформировало общественный совет, который провел анализ уровня удовлетворенности населения оказанными услугами. Согласно результатам исследований, качеством здравоохранения в регионах оказались довольны примерно 75–85% населения. Тем не менее, социологические опросы показывают совершенно другую картину — большая часть населения недовольна уровнем медицины. Более того, эта тема является одной из болевых точек в нашем обществе».

Как пояснил Абызов, такой дуализм вызван тем, что в первом случае оценивалось качество предоставления услуг, то есть чистота полов, освещенность помещений, уважительное обращение с пациентами, а во втором — уровень и качество лечения как такового. Разумеется, отметил министр по делам «Открытого правительства», врачебные услуги нужно оказывать в хороших условиях, однако прежде всего, необходимо разбираться с основным запросом — состоянием здоровья пациента. Этот запрос будут расти, увеличатся требования к качеству оказания медицинских услуг, поэтому надзорным органам необходимо искать новые способы получения обратной связи.

«Забудьте о социологических исследованиях, заказанных местными минздравами, они ничего не значат, — сказал Абызов. — Взаимоотношения с населением необходимо выводить на другой уровень. Как бы тяжело это ни было, напрямую обсуждать финансовые проблемы, задачи бытового уровня. Возможно, наиболее рациональным способом получения обратной связи может стать только прямой диалог с пациентами, проводимый в рамках дней отрытых дверей».

Повышение требований

Реформа контрольно-надзорной деятельности обязательно должна коснуться изменения списка требований к поднадзорным учреждениям, продолжил министр «Открытого правительства». По его мнению, из списка необходимо удалить параметры, которые являются невыполнимыми или устаревшими.

«В некоторых случаях уровень требований к учреждениям настолько высок что, по результатам такой проверки клинику необходимо немедленно закрывать. Но куда пойдут лечиться больные, если медучреждение находится в отдаленном регионе? Получается, что за радикальные меры государства должен отвечать субъект РФ. Необходимо понимать, что некоторые требования выполнить просто невозможно, а значит надо внести в нормативно-правовые акты изменения, которые приведут уровень требований к разумным пределам», – считает чиновник.

Кроме того, требования следует привести в соответствие с новыми технологиями и особенностями медучреждений. Вероятно, придется создавать систему допусков, основанную на региональном расположении больниц.

«Такие меры позволят не только сохранить клинику, — пояснил Абызов, — но и избежать «двойной бухгалтерии», когда мы делаем вид, что в учреждении все хорошо, а они делают вид, что мы осуществляем хороший надзор».

Безопасность превыше всего

Разумеется, главной целью новой реформы является безопасность человека и сокращение случаев причинения вреда его жизни и здоровью. Однако для того, чтобы создать систему профилактики рисков, необходимо привести в порядок статистику и первичный учет данных. Но это, как ни странно, также представляет проблему. Так в России каждый год фиксируется 80 тыс. новых случаев ВИЧ-инфиции. Наряду с этим статистика по заболеванию гриппом насчитывает не более 44 тыс. случаев в год. Разумеется, на учет по гриппу ставятся только те больные, кто прошел лабораторный анализ и имеет официально зарегистрированный диагноз. Однако такой разброс между количеством зараженных ВИЧ-инфекцией и гриппом попросту невозможен, а значит, система учета больных в нашей стране является неудовлетворительной.

«Наши показатели должны быть приняты обществом, — заявил Абызов, — люди должны понимать, о чем мы говорим, поэтому современная система учета должна быть изменена как можно быстрее».

«План реформы контрольно-надзорной деятельности в сфере здравоохранения рассчитан до 2025 года, однако его невозможно будет реализовать без взаимодействия с медицинским сообществом, — сказал министр в заключение. — Только активная помощь всех звеньев здравоохранения позволит осуществить преобразования, которые заложены в новом проекте и, в итоге, значительно улучшить качество российского здравоохранения.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter