В ближайшем будущем цифровое здравоохранение будет играть важную роль в эффективном взаимодействии специалистов между собой и в связке врач-пациент. Методы взаимодействия и инструменты цифрового здравоохранения активно входят в повседневную профессиональную деятельность врача. Эксперты Европейского медицинского сообщества обменялись мнениями и представили результаты мировых исследований и разработок в данной области на Конгрессе eCardiology-eHealth2018, состоявшемся в Первом МГМУ им. И.М. Сеченова. Мы задали вопрос о том, когда можно будет говорить об общей доступности цифровой медицины для населения, генеральному директору ФГБУ «НМИЦ Кардиологии» Минздрава России, заслуженному врачу-кардиологу Российской Федерации Сергею Анатольевичу Бойцову.

«Ситуация неравномерная в отношении внедрения в реальную практику. Некоторые технологии, такие как телемедицинские консультации по системе врач-врач, врач-врач-пациент, существуют уже давно (более 10-15 лет). Сейчас Минздрав уделяет очень большое внимание укреплению механизмов телемедицинских консультаций на уровне федеральных учреждений, учреждений третьего уровня — это областные, краевые, республиканские больницы. Но при этом, в свою очередь, должны быть активизированы механизмы на уровне связей областных стационаров с военными больницами.

Касаясь другого направления, телемедицинских консультаций пациентов в рамках поликлинической деятельности, здесь уже существует законодательно-нормативная база, но есть ограничение в связи с тем, что созданы не все подзаконные документы. И основным препятствием является необходимость защиты персональных данных пациента. И до тех пор, пока мы не преодолеем имеющееся препятствие, это останется задачей ближайшего будущего. То же самое касается и изменения терапии дистанционным способом.

В отношении дистанционного мониторинга функций, таких как артериальное давление — сейчас это уже реальная практика, которая применяется у нас в 14 регионах, но пока в виде пилотных проектов. Хотя существуют механизмы оплаты через систему обязательного медицинского страхования, есть такая услуга, есть методика расчета стоимости услуги, есть оборудование, которое может поставляться для пациентов. Но все равно пока отношение достаточно настороженное, и осторожничают здесь, главным образом, сами первичные организации, потому что новая технология всегда входит не стремительно».

 

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter