Обеспечение пациента качественной медицинской помощью — это общемировой тренд, считает генеральный директор Центра мониторинга и клинико-экономической экспертизы, кандидат медицинских наук, эксперт в области организации здравоохранения Игорь Иванов.

При обращении в любое медицинское учреждение пациент должен получить безопасную, своевременную, рациональную и грамотную медицинскую помощь. И это должно контролироваться как на уровне государства, так и в каждом конкретном учреждении. Однако сейчас тотальный контроль организаций сменяется на более эффективную модель — модель непрерывного улучшения, при которой контроль и саморегулирование становятся лишь инструментами обеспечения качества.

Для поддержания высокого уровня медицинской помощи и сервиса важно установить простые и понятные критерии, позволяющие их оценить. К примеру, критерием качества лекарственных препаратов является стандарт GMP. При производстве медицинских изделий учитываются стандарты ISO.

При оказании медицинской помощи критерии оценки качества также должны быть просты, системны, комплексны. Важно учесть и риски. Абсолютно исключить их невозможно, но можно их максимально описать и управлять ими с целью их недопущения или минимизации последствий.

Таким образом, чтобы медицинская помощь была качественной и безопасной для пациента, важно внедрить единые методы сбора и обобщения данных о состоянии качества и безопасности медицинской деятельности, создать систему мониторинга за деятельностью медучреждений. Со стороны ЛПУ необходимо контролировать исполнение всех предписаний, заниматься обучением персонала и повышением их квалификации, соблюдать нормативно-правовые акты, в том числе сроки, объем и условия оказания медицинской помощи.

Тем не менее, такие, казалось бы, простые рекомендации на деле выполняются не всегда и не везде. В 2017 году Росздравнадзор провел более 3 тыс. проверок ЛПУ по вопросам соответствия медицинской помощи имеющимся на данный момент стандартам качества и безопасности, а также оценил уровень и порядок осуществления внутреннего контроля. Почти 40% организаций не соблюдают свой собственный порядок проведения внутреннего контроля качества. В 35% случаев наблюдались недостатки в работе врачебных комиссий медицинских учреждений.

Эти данные дают основания ввести изменения в работу контрольно-надзорных органов. Так, в 2018 году инспекторские проверки будут проводиться на основе проверочных листов, которые являются хорошим примером стандартизации контроля.

Проверочные листы позволят проконтролировать соблюдение прав пациентов, соответствие медицинской деятельности законодательным нормам, соблюдение сроков и порядка оказания медицинской помощи и порядка проведения медицинских экспертиз.

В рамках стандартизации утверждено 66 порядков оказания медицинской помощи и более 1 тыс. клинических рекомендаций.

Главным документом по оценке качества медицинской помощи является приказ Минздрава от 10.05.2017 № 203н, главная цель которого — оценка своевременности оказания медицинской помощи, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата.

Так, клинический диагноз должен быть поставлен в течение 10 дней с момента обращения пациента в ЛПУ. Если это невозможно, то необходимо провести консилиум врачей. С момента поступления пациента в профильное отделение медицинской организации клинический диагноз должен устанавливаться в течение 72 часов, при поступлении пациента по экстренным показаниям — в течение 24 часов.

Критериями качества лечения пациента могут считаться отсутствие осложнений, связанных с выбранным методом лечения, дефектами обследования, проводимой терапией.

Для соблюдения всех стандартов необходимо правильно вести медицинскую документацию, соблюдать сроки оказания медицинской помощи, не забывать указывать, в том числе в медицинской документации, предварительный диагноз, план лечения, назначение лекарственных препаратов, и корректировать лечение.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter