На открытии X Межрегиональной научно-практической конференции «Современная лабораторная медицина: эффективность, доступность, качество» директор НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы Давид Валерьевич Мелик-Гусейнов рассказал о вызовах, которые стоят перед лабораторной службой, а также о перспективах развития отрасли.

Чем дальше мы продвигаемся в развитии любых систем, в том числе и лабораторной службы, перед нами более отчетливо начинают выкристаллизовываться вызовы, связанные с тем, как именно следует развиваться. Связано это с тем, что мы больше узнаем, больше понимаем в плане организации, больше сталкиваемся с опытом наших коллег за рубежом, которые, возможно, в каком-то плане продвинулись немного дальше нас.

Если помните, не так давно премьер-министр Дмитрий Медведев, говоря о приоритетах ближайшего четырехлетия, упомянул о развитии четырех «И»: институтов, инфраструктуры, инноваций и инвестиций. С вашего позволения, стоящие перед нами вызовы я бы описал в виде четырех «О».

Первое «О» – это оценка. Мы должны с вами понимать, какое количество всего пациентов, сколько у нас ресурсов, какие есть потребности. Все это должно быть оцифровано. Статистика – начало всех начал.

Я не согласен, как бы это ни звучало высокопарно, с высказыванием глубоко уважаемого господина Черчиля, который говорил, что есть три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика. НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента занимается с 1 января 2017 года в том числе и статистикой в сфере организации столичного здравоохранения. Мы считаем, что нашим долгом является сделать так, чтобы статистика была, во-первых, доступной, и во-вторых, было понятной, прозрачной и траспарентной для всех нас.

Второе «О» – это организация. Мы видим, какое количество организаций включается сегодня в систему лабораторной диагностики – и государственная служба и частные структуры. И, наверное, сейчас мы достигли определенного предела в плане количества этой инфраструктуры. Видя, как развиваются другие системы, мы понимаем, что дальше идет обратный процесс – процесс консолидации, и концентрации. Поэтому это тоже очень серьезный вызов в плане организации инфраструктуры, в частности, лабораторной службы.

Третье «О» – это образование. Это кадры, которые должны постоянно, не раз в пять лет, проходить повышение квалификации, а непрерывно подпитываться новыми знаниями. Я напомню, что каждые 5 лет медицина удваивает свои знания. И за очень короткий промежуток времени, который выделяется на сертификацию, специалисты просто не успевают всеми этими знаниями и навыками овладеть.

Именно поэтому Москва организовала очень интересный, важный и потенциально полезный проект для всей столичной медицинской инфраструктуры, включая лабораторную службу, – учреждение статуса «Московский врач», который начнет официально присваиваться с 1 сентября 2017 года. Он подстегнет специалистов к тому, чтобы они постоянно учились, повышали свою квалификацию. На это выделены в том числе и финансовые средства – будет дополнительная мотивация в виде добавок к заработной плате и возможный карьерный рост. Все это относится к третьему «О» – образованию.

И четвертое «О» – это оптимизация. Возможно, это слово вам не понравится, но оно является ключевым для того, чтобы все три вышеупомянутых «О» сработали. Мы, к сожалению, очень часто слову оптимизация даем другое звучание. Для многих оптимизация – это сокращение, что не есть так. Оптимизация – это как при имеющихся ресурсах сделать больше, качественнее и лучше. Это значит сделать больше в рамках одной процедуры, за счет большего объема. В плане оптимизации мы тоже будем с вами двигаться, но так, чтобы это было менее болезненно и более перспективно как для самой службы, так и для пациентов, для которых мы работаем.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter