Об этом сообщила декан факультета усовершенствования врачей ГБУЗ МО МОНИКИ Оксана Александрова на совещании, посвященном поиску путей решения конфликтов между врачом и пациентом в процессе оказания медицинской помощи.


По ее словам, несмотря на принятые законы, которые закрепляют права граждан в сфере охраны здоровья, на практике в нормативно-правовых актах (НПА) федерального уровня и уровня субъектов РФ конкретные механизмы их реализации отсутствуют. При этом пациенты не знают, как они могут реализовать свои права, а медицинские организации в случае возникновения конфликта не могут обоснованно доказать, что права пациента были реализованы. Для того чтобы решить данную проблему, необходимо разработать пакет документов – локальных нормативных актов (ЛНА), которые регламентируют реализацию прав пациентов, считает Оксана Александрова.

По ее мнению, разработка таких актов позволит нивелировать пробелы федерального законодательства и снизит конфликты, возникающие из-за правовой неопределенности в процессе оказания медицинской помощи.

«Права граждан в сфере охраны здоровья можно разбить на две большие группы, – отмечает специалист. – Первая группа – права граждан, механизм реализации которых в медицинской организации возможен через информирование о праве». К правам этой группы относятся: право на бесплатное получение медицинской помощи, право на меры социальной поддержки для льготных категорий граждан, право на платные медицинские услуги, право на выбор медицинской организации, право на выбор врача. Механизм их реализации уже прописан в нормативно-правовых актах федерального уровня. Поэтому все, что требуется – это деятельность медицинской организации по информированиюпациентов об этих правах (на сайтах, информационных стендах и т.п.) и, соответственно, их исполнение.

Но есть и вторая группа прав граждан, механизм реализации которых в медицинской организации возможен через сочетание информирования о праве и регламентации локальным нормативным актом. Почему в данном случае требуется регламентировать права пациента локально-нормативными актами? Дело в том, что многие права граждан, закрепленные федеральным законодательством (ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»), не имеют на сегодняшний день механизмов реализации на региональном уровне. Медицинская организация с одной стороны обязана их реализовывать, с другой стороны, нет никакого четкого и единого механизма, как именно это сделать.
Например, право на информацию о состоянии здоровья и медицинском вмешательстве, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья. В нормативно-правовых актах федерального уровня не регламентирован порядок выбора пациентом лиц, которым может быть передана информация о состоянии его здоровья. Отдельная большая проблема – право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство. Существующая документация не включает вопросы специализированной помощи. То же самое – право на отказ от медицинского вмешательства. В законе федерального уровня не предусмотрен регламент действий медработников при отказе пациента от медицинского вмешательства. Кроме того, действуют совершенно разные формы для дееспособных и недееспособных лиц, когда отказываться от вмешательства должны законные представители. «В итоге никто толком не знает, как это право реализовать, чтобы не допустить нарушений», – говорит эксперт.

Проблемы есть и с правом пациента на защиту сведений, составляющих врачебную тайну. С одной стороны,регламентация этого права достаточно детализирована в ФЗ «Об основах охраны здоровья», но в нормативно-правовых актах федерального уровня не закреплен регламент действий медицинских работников при передаче сведений, составляющих врачебную тайну, не закреплены формы письменного согласия или отказа на передачу сведений, составляющих врачебную тайну.

Неоднозначна правовая позиция относительно права на допуск к пациенту адвоката, законного представителя, священнослужителя. А если карантин в больнице? Как в этом случае реализовать право гражданина на допуск к нему священнослужителя?

«И так по каждому пункту, – говорит Оксана Александрова. – Закон есть, права у пациентов есть, а четкого и единого механизма реализации нет. Все это порождает многочисленные жалобы со стороны пациентов, непонимание, конфликты. Поэтому нужно, чтобы у медицинской организации было четкое и прозрачное понимание того, как она реализует права пациента, доказательная база о том, что эти права реализованы. Нужны локальные нормативные акты, где четко будет прописано, как эти права осуществить, с помощью каких механизмов».

По ее мнению, формы ЛНА желательно разработать централизованно в каждом регионе. В таком случае останется только вставлять название организации и особенности оказания медицинской помощи в готовые шаблоны. Это существенно упросит жизнь и медицинским работниками, и пациентам, сделает механизмы реализации прав прозрачными, снимет многие вопросы и погасит многие конфликты. Безусловно, это большая и серьезная работа.

Кроме того, Оксана Александрова отмечает, что необходимо обучать медицинских работников, рассказывать о правовых аспектах, вводить в последипломную подготовку врачей программы по правам пациента.

Для справки

Локальный нормативные акт – это документ установленной формы, принятый в пределах компетенции должностного лица, который содержит общеобязательные правила поведения, возникающие в связи с реализацией права гражданина и рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение. ЛНА является нормативным правовым актом, действие которого ограничено рамками одной или нескольких организаций.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter