Несмотря на принимаемые меры, в Российской Федерации по-прежнему нарушаются права сотен тысяч граждан – потребителей медицинских услуг. В наиболее тяжелых случаях – о чем приходится писать с особым сожалением и горечью – неоказание (ненадлежащее оказание) таких услуг становится причиной летального исхода их получателей.

В качестве основных причин нарушений прав потребителей медицинских услуг представляется правомерным выделить:

  • неудовлетворительную организацию оказания таких услуг;
  • недостаточную квалификацию части медицинского и фармацевтического персонала.

К слову, именно состояние организации оказания медицинских услуг (прежде всего – в формах оказания соответствующих видов медицинской помощи и лекарственного обеспечения) на протяжение последних лет находится в центре внимания органов, осуществляющих функции по надзору и контролю в уполномоченных сферах деятельности. Так, по данным Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор)1, ежегодно проводится несколько десятков тысяч проверок соблюдения обязательных требований при осуществлении деятельности в сфере здравоохранения (далее – обязательные требования) – преимущественно, органами Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) и Прокуратуры Российской Федерации. В минувшем году такие проверки были осуществлены в отношении примерно 12 тыс. юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – субъектов медицинской и фармацевтической деятельности (далее – ЮЛиИП), по результатам которых те или иные нарушения были выявлены почти у 64 процентов проверяемых субъектов.

К слову, по сравнению с предыдущим годом доля ЮЛиИП, осуществляющих свою деятельность с нарушением обязательных требований (из числа подвергнутых проверке), выросла более чем на 11 процентов, а общее число выявленных в ходе проверочных мероприятий нарушений – более чем на 57 процентов. В частности, выяснилось, что из каждых пяти проверенных ЮЛиИП полностью соответствовали требованиям лицензионного законодательства2 только три, и т.д.

Согласитесь, ожидать надлежащего (т.е. своевременного, полного и качественного) оказания медицинских услуг от лиц, осуществляющих свою основную деятельность, мягко говоря, с отклонениями от нормативных требований, наверное, все же не вполне оправданно. В особенности имея в виду, что по данным Росздравнадзора (нашедшим, кстати, свое косвенное подтверждение и в актуальной криминальной статистике ряда правоохранительных структур, см. ниже) свыше 38 процентов выявленных нарушений квалифицированы в материалах проверок как «представляющие непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан».

Нарушения, выявляемые в деятельности ЮЛиИП (и впоследствии оборачивающиеся для потребителей медицинских услуг соответствующими издержками), в значительной мере обусловлены и недостатками в квалификации персонала. Злободневность этой проблемы, кстати, находит свое отражение в запуске с начала текущего года процедуры обязательной аккредитации всех специалистов с медицинским и фармацевтическим образованием3.

Наиболее заметным проявлением недостатка квалификации у тех или иных медиков или фармацевтов следует полагать ошеломляющее количество ежегодно выявляемых «врачебных» ошибок. Тревогу в связи с непрекращающимся их ростом забил даже Следственный комитет Российской Федерации (далее – СК РФ), посвятивший заседание одной из своих осенних коллегий проблематике некачественного оказания медицинской помощи[4]. Озвученные в ходе мероприятия цифры повергают в шок: только за первую половину 2016 году в следственные органы СК РФ поступило более 2,5 тыс. сообщений о случаях, связанных с врачебными ошибками и ненадлежащим оказанием медицинской помощи, причем по более чем 400 таким фактам возбуждены уголовные дела. Жертвами т.н. ятрогенных преступлений в минувшем году стали 712 человек, в том числе 317 малолетних и несовершеннолетних, а за первые шесть месяцев 2016 года – еще 352 человека (включая 142 ребенка).

Специфическим проявлением несовершенной организации оказания медицинских услуг, низкой квалификации лиц, привлекаемых к их оказанию, следует полагать случаи необоснованного отказа в предоставлении доступа к получению таких услуг гражданам, имеющим право на их бесплатное получение. Наиболее показательна в этом смысле ситуация с реализацией прав граждан на бесплатное либо льготное лекарственное обеспечение (см. в этой связи соответствующий обзор, опубликованный на нашем портале в сентябре с.г.). По сведениям, обнародованным Росздравнадзором, помощь в реализации или восстановлении права на надлежащее лекарственное обеспечение в 2015 году понадобилась более чем 90 тыс. граждан.

Добросовестным приобретателям лекарственных препаратов (как бесплатно, так и за плату, см. ниже) крайне необходима и более эффективная защита от фальсификата – напомним, в минувшем году из обращения было изъято около 2,2 млн упаковок сфальсифицированных и недоброкачественных лекарственных препаратов, и пока, увы, ничто не указывает на свертывание этой тенденции в обозримом будущем.

Особым образом необходимо остановиться на соблюдении прав получателей платных медицинских услуг, порядок оказания которых с относительно недавнего времени строго регламентирован5. Вопреки расхожему мнению, платность услуги на практике далеко не всегда отождествляется с ее своевременностью и качеством. За подтверждением сказанного вновь обратимся к данным Роспотребнадзора, которым в 2015 году было проведено примерно 6 тыс. проверок соблюдения обязательных требований, предъявляемых к платным медицинским услугам (далее – ПМУ). По итогам проверок выявлено почти 16 тысяч нарушений, т.е., в среднем, около 3 нарушений в деятельности каждого (!) подвергнутого проверке ЮЛиИП, при этом наиболее злостными нарушениями прав потребителей ПМУ следует считать:

  • непредоставление потребителям необходимой и достоверной информации (предоставление такой информации с отклонением от порядка, предусмотренного Правилами);
  • заключение договоров (включение в договоры об оказании ПМУ условий), ущемляющих права потребителей по сравнению с правилами, предусмотренными нормативными правовыми актами в области защиты прав потребителей6.

Лица, виновные в нарушении обязательных требований, предъявляемых к ПМУ, привлекались, преимущественно, к административной и гражданской ответственности. Так, общая сумма наложенных на нарушителей административных штрафов в минувшем году составила более 33,3 млн рублей.

По результатам рассмотрения дел о защите прав потребителей медицинских услуг последним (в порядке удовлетворения соответствующих заключений) присуждено около 200 млн рублей, в том числе в порядке компенсации причиненного морального вреда – около 0,9 млн рублей. Средний размер денежных средств, присужденных потребителям медицинских услуг в результате удовлетворения судебного иска, составил в 2015 году около 100 тыс. рублей.

*    *    *

Подытоживая, отметим, что вопросы защиты прав граждан на медицинскую помощь постоянно находятся и в поле зрения Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (далее – Уполномоченный). Так, в 2015 году, благодаря Уполномоченному[7], были разрешены обращения граждан, связанные с:

  • бесплатным лекарственным обеспечением граждан – носителей ВИЧ / СПИД;
  • бесплатным лекарственным обеспечением дорогостоящими лекарственными препаратами граждан – носителей общих заболеваний;
  • оказанием бесплатной медицинской помощи гражданам в период после операции по трансплантации органов;
  • оказанием бесплатной медицинской помощи гражданам из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов по заболеванию «сахарный диабет», и др.).

__________________________________________

1 См. Государственный доклад "Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2015 году". М.: Роспотребнадзор, 2016.
2 См. Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ (в ред. от 30 декабря 2015 г.), принятые в его развитие нормативные акты.
3 См. соответствующие положения статьи 69 и часть 1.1 статьи 100 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ (в ред. от 2 октября 2016 г.).
4 www.sledcom.ru.
5 Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2012 г. № 1006), далее - Правила.
6 См. Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-I (в ред. от 3 июля 2016 г.), принятые в его развитие нормативные акты.
7 См. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2015 год. Российская газета. 24 марта 2016 г. № 61.
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter