В текущем году в практику осуществления государственного контроля и надзора (далее также – ГКН) внедрен ряд новых форм1. Это в полной мере касается и осуществления ГКН в сфере здравоохранения.

Контрольная закупка медицинских услуг,
лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения

Несмотря на то, что контрольная закупка широко применялась для борьбы с злоупотреблениями в сфере торгово-бытовых услуг аж со времен «построения развитого социализма» в СССР, ее официальное включение в перечень мер ГКН состоялось только несколько месяцев назад. Единый порядок учета, организации и проведения контрольной закупки в самое ближайшее время предстоит определить Правительству Российской Федерации, основываясь прежде всего на нормах статьи 16.1 Закона № 294. Особенности контрольных закупок в сфере здравоохранения, как ожидается, будут регулироваться соответствующим административным регламентом (регламентами) Росздравнадзора.

Поясним, что применительно к сфере здравоохранения контрольная закупка представляет собой мероприятие, в ходе которого органом, осуществляющим ГКН, выполняются действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований при оказании потребителям медицинских услуг, продаже им соответствующих товаров: лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения. Контрольная закупка проводится уполномоченным должностным лицом без предварительного уведомления проверяемых субъектов в присутствии двух свидетелей либо с применением видеозаписи (иных разрешенных способов фиксации происходящего).

О проведении контрольной закупки составляется акт, который подписывается (см. также ниже) должностным лицом, проводившим контрольную закупку, и свидетелями. В случае выявления в процессе контрольной закупки нарушений обязательных требований информация об этом должна быть доведена до представителя проверяемого субъекта незамедлительно после ее завершения. Акт о проведении контрольной закупки в этом случае представляется для подписания представителям проверяемого субъекта, в отношении которых проводилась контрольная закупка, с последующим вручением представителю экземпляра акта независимо от того, был или не был ими подписан этот акт.

Применение проверочных листов
(списков контрольных вопросов)

При проведении плановой проверки положением о виде ГКН, порядком организации и проведения соответствующего вида ГКН может устанавливаться обязательность применения проверочных листов (списков контрольных вопросов). Единые требования к проверочным листам утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2017 г. № 177 исходя из норм частей 11.1 - 11.5 статьи 9 Закона № 294.

Особенности применения проверочных листов (списков контрольных вопросов) при проведении плановых проверок субъектов, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения, устанавливаются нормативными актами Минздрава России и Росздравнадзора.

Мероприятия по контролю, осуществляемые без взаимодействия
с субъектами здравоохранительной деятельности

К основным мероприятиям по контролю, осуществляемым без взаимодействия органа, осуществляющего ГКН, с субъектами здравоохранительной деятельности, относятся:

  • осмотры (обследования) используемых субъектами для целей основной деятельности территорий, акваторий, транспортных средств, а также объектов земельных отношений;
  • исследование и измерение (в пределах объектов, используемых субъектами для целей основной деятельности) параметров окружающей среды: атмосферного воздуха, вод, почвы и т.п.;
  • измерение (в пределах объектов, используемых субъектами для целей основной деятельности) параметров функционирования сетей и объектов электроэнергетики, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, сетей и средств связи;
  • наблюдение за соблюдением обязательных требований при распространении рекламы, размещении информации в сети «Интернет» и средствах массовой информации, включая информацию, обязанность предоставления которой возложена на субъектов в соответствии с федеральным законом, а в установленных случаях – также в соответствии с нормативными актами, принятыми в развитие (во исполнение) соответствующих федеральных законов2.

Основанием для проведения перечисленных мероприятий служит задание должностному лицу органа, осуществляющего ГКН в установленной сфере деятельности (для проведения проверки, напомним – приказ (распоряжение), см. выше). При выявлении в ходе мероприятий нарушений обязательных требований принимаются меры по их пресечению, проведению внеплановых проверок деятельности соответствующего субъекта.

Мероприятия по профилактике нарушений
обязательных требований

Все более заметное место в контрольно-надзорном инструментарии занимают и мероприятия, направленные на профилактику нарушений обязательных требований. В отношении субъектов здравоохранительной деятельности такие мероприятия, в частности, предусматривают:

а) размещение в сети «Интернет» на официальных сайтах органов, осуществляющих ГКН в установленных сферах деятельности, перечней нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом ГКН3, текстов соответствующих нормативных правовых актов (извлечений из таких актов);

б) информирование по вопросам соблюдения обязательных требований посредством:

- разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований;

- проведения семинаров, вебинаров, конференций, он-лайн (в том числе панельных) консультаций;

- проведения разъяснительной работы в средствах массовой информации (в том числе ведомственных, региональных);

- подготовки и распространения комментариев о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, а также об изменениях, внесенных в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие;

- подготовки и распространения рекомендации о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований;

в) регулярное (не реже одного раза в год) обобщение практики осуществления ГКН в сфере здравоохранения с последующим их размещением на официальных сайтах в сети «Интернет» (см. выше), в том числе с указанием характерных нарушений обязательных требований4 и рекомендаций в отношении мер, которые должны приниматься в целях недопущения, предотвращения и (или) прекращения таких нарушений.

Выдача предостережений о недопустимости
нарушения обязательных требований

В качестве самостоятельной профилактической меры следует рассматривать и выдачу предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований. К слову, до последнего времени выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований являлась прерогативой органов прокуратуры. Теперь такими полномочиями наделены в том числе и органы, осуществляющие ГКН в сфере здравоохранения. Единые правила составления и направления предостережения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2017 г. № 166.

Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований должно содержать указания на соответствующие обязательные требования, нормативный правовой акт, их предусматривающий, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) субъекта здравоохранительной деятельности могут привести или приводят к нарушению этих требований, срок исполнения (не менее 60 дней с даты направления предостережения). Основанием для выдачи субъекту здравоохранительной деятельности предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований служит наличие у органа, осуществляющего ГКН, сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований. Об исполнении предостережения субъект здравоохранительной деятельности в установленном порядке уведомляет орган, выдавший предостережение.

_______________________________

1 Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ (в ред., действующей с 1 мая 2017 г.), далее - Закон № 294. О практике осуществления государственного контроля (надзора) в сфере здравоохранения см. также обзоры, опубликованные на нашем портале в конце марта с.г.

2 См в этой связи, например, приказ Росздравнадзора от 15 февраля 2017 г. № 1071.

3 См. в этой связи, например, Перечень, утвержденный приказом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - Росздравнадзор) от 27 апреля 2017 г. № 4043. Подробнее о Перечне см. также обзор, подготовленный к опубликованию на нашем портале 19 - 22 мая с.г.

4 См. в этой связи, например, Доклад по правоприменительной практике, статистике типовых и массовых нарушений обязательных требований. М.: Росздравнадзор, 2017.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter