В минувшем году, как, впрочем, и годом ранее, было немало сказано о "кадровом голоде" в сфере здравоохранения. Наряду с теми, кто открыто указывал на сохраняющийся в России дефицит медработников, нашлось и достаточно заметное число приверженцев точки зрения, в соответствии с которой в этой сфере деятельности наблюдается "всего лишь" дисбаланс в распределении персонала между российскими регионами.

Кто же прав в этой более чем злободневной дискуссии? И поможет ли улучшению сложившейся ситуации применение таких инструментов, как скажем, планирование потребности во врачах и среднем медперсонале?

Для начала обратимся к сухой статистике. По данным Росстата, в 2018 году среднесписочная численность отечественных медиков составила немногим более 703 тысяч, или на 0,9 процента больше, чем годом ранее1. С одной стороны, позитивная динамика по этому "валовому" показателю вроде бы наличествует. С другой стороны, в начале текущего десятилетия среднесписочная численность врачей и среднего медперсонала превышала 732 тысячи (104 процента к уровню 2018 года).

Примерно то же самое можно сказать и о вариативности показателей, характеризующих нагрузку медперсонала в зависимости численности населения того или иного макрорегиона либо субъекта Российской Федерации. Кстати, обратная пропорция между наличествующим медперсоналом и количеством обслуживаемых пациентов достаточно объективно отражает и степень доступности услуг здравоохранения для жителей соответствующих федеральных округов.

Начиная с 2010 года число медработников в расчете на 10 тыс. населения в России неуклонно сокращается. К примеру, к 2017 году этот показатель снизился, ни много ни мало, на 15,5 процента (по отношению к показателю начала текущего десятилетия), т.е. вместо условных семи медиков то же количество жителей теперь, по-видимому, обслуживают только шестеро.

*          *          *

 При более пристальном взгляде на макрорегионы нетрудно заметить, что обеспеченность медперсоналом на протяжение последних лет уменьшалась неравномерно, хотя и стабильно. Для многих читателей, быть может, станет откровением то, что наиболее высокие темпы снижения обеспеченности врачами и медперсоналом в текущем десятилетии были присущи Центральному федеральному округу: так, если на начало 2011 года здесь на каждые 10 тыс. жителей приходилось в среднем 48 медработников, то к настоящему моменту - 37-382. К слову, это примерно столько же, сколько и в Сибирском федеральном округе. При этом, конечно, следует принимать во внимание и явное различие в темпах прироста населения ЦФО и СФО за тот же период времени.

Далее, как представляется, следует вспомнить о том, что на "передовой" отечественного здравоохранения за самочувствие и долголетие пациентов "сражаются" прежде всего медработники т.н. первичного звена. В нем, по данным Министра здравоохранения РФ, в минувшем году было задействовано около 305 тыс. специалистов, причем примерно каждый четвертый из них - это участковые врачи3.

Общая численность последних на протяжение последних 4-5 лет растет наименее заметно - по имеющимся данным, не более чем на 1,5 процента в год, хотя в последние полтора-два года покрытие существующего дефицита персонала этой категории и ведется опережающими темпами. Но признать и эти темпы достаточными сложно - простейшие расчеты показывают, что сейчас к одному "живому" участковому терапевту "прикрепляется" в среднем до двух тысяч пациентов, и для того, чтобы в течение года (имея в виду фактическое число рабочих дней) уделить внимание каждому из них, участковый должен "повидаться" в течение смены, по меньшей мере, с десятью пациентами.

*          *          *

 На практике расчет потребности в персонале, конечно, гораздо более сложен и потому нуждается в соответствующем методическом сопровождении. Начиная с текущего года расчеты потребности во врачах и среднем медицинском персонале (далее также - врачи и СМП) следует выполнять по методикам, утвержденным приказами Минздрава России от 29 ноября 2019 г. №№ 973 и 974, соответственно[4].

Заметим, применение утвержденных методик нацелено прежде всего на решение задач текущего планирования потребностей организаций здравоохранения в персонале и своевременного удовлетворения этих потребностей. Успешное решение названных задач, в свою очередь, закладывает предпосылки не только для предупреждения и покрытия пресловутого "некомплекта" медиков, но и для определения реальных перспективных потребностей в персонале.

Согласно представленным методикам, при проведении расчетов следует исходить,

во-первых,

из запланированных на предстоящий период объемов медицинской помощи, к оказанию которой в соответствии с действующей в субъекте Российской Федерации территориальной программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению привлекается та или иная организация здравоохранения;

во-вторых,

из фактической укомплектованности организации здравоохранения персоналом по категориям "лечебная группа", "лечебно-диагностическая группа" и "группа управления",

и,

в-третьих,

из особенностей, характеризующих условия функционирования организации здравоохранения5.

 

К последним, в частности, относятся территориальная специфика субъекта, особенности заболеваемости населения (в половозрастном контексте), а также возраст медперсонала, которым располагает конкретная организация здравоохранения.

 

Для проведения расчетов в методики включены соответствующие алгоритмы. В рамках каждого из них предписывается раздельное проведение расчетов по видам медицинской помощи: скорой, первичной и специализированной. К примеру, алгоритм расчета потребности в специалистах, привлекаемых к оказанию скорой медицинской помощи (приложение к приказу № 974), включает шесть этапов:

  • распределение фактических объемов и ресурсов;
  • определение корректирующих коэффициентов;
  • расчет потребности по группам персонала;
  • сводный расчет потребности в персонале;
  • соотнесение расчетной потребности с данными о фактической укомплектованности персоналом;
  • определение дефицита / профицита специалистов (с учетом возможностей организации здравоохранения по привлечению стороннего персонала). 

При выявлении дефицита руководителем организации здравоохранения определяются основные и резервные источники восполнения некомплекта, предварительные условия привлечения персонала требуемой квалификации, в том числе на условиях неполной занятости (совместительства), и т.п. Заметим, что в соответствии со сложившейся практикой кадровой работы удовлетворение потребностей в персонале достигается как извне, так и за счет кадрового резерва, которым располагает организация здравоохранения.

Внешние источники персонала - это, преимущественно, сторонние организации здравоохранения, а также организации профессионального образования. Кадровый резерв, в свою очередь, складывается из работников, кандидатуры которых предварительно одобрены (например, по результатам аттестации, конкурса или иной аналогичной процедуры) для профессионального продвижения (в том числе посредством перемещения на должность (работу), требующую более высокой или равной квалификации), а также из числа лиц, трудовое обучение которых может (при наличии возможностей) проводить соответствующая организация здравоохранения.

 

Для покрытия временного, в том числе сезонного некомплекта целесообразно использовать такие возможности, как совместительство (с участием штатных работников организации здравоохранения, см. выше), заключение срочных (до двух месяцев) трудовых договоров с новыми работниками, привлечение внештатных специалистов, взаимодействие с агентствами, предоставляющими временный персонал. Допустимо и использование для этих целей имеющегося кадрового резерва (см. выше).

____________

 


1 www.gks.ru.

2 www.gks.ru. Последние отрытые официальные данные относятся к 2016 году; для 2018 года дана оценка.

3 www.ria.ru.

4 Одновременно признаны утратившими силу и не подлежащими дальнейшему применению приказы Минздрава России от 14 февраля 2018 г. № 73 и от 26 июня 2014 г. № 322, утвержденные ими методики.

[5] Для расчета потребности в среднем медицинском персонале учитывается, к примеру, наличие у организации здравоохранения структурных подразделений (фельдшерско-акушерских пунктов, фельдшерских здравпунктов), их количество, расположение, и т.д.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter