По данным Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, в 2015 году было проведено почти 19 тысяч проверок лиц, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения. В ходе каждой второй такой проверки выявлены нарушения обязательных требований к обеспечению качества и безопасности медицинской деятельности, то есть, в среднем, в деятельности каждого проверяемого лица выявлялось от двух до четырех нарушений, при этом у почти трех тысяч (24,2 процента об общего числа) проверяемых лиц выявлены нарушения, представляющие непосредственную угрозу причинения вреда здоровью и жизни граждан1.

Эти и некоторые другие данные2 указывают на недостаточность мер, принимаемых уполномоченными органами власти (управления) для создания условий, исключающих возможность совершения нарушений и преступлений в рассматриваемой сфере деятельности. Особое место в преодолении существующих проблем, как и прежде, отводится эффективности системы государственного контроля за осуществлением медицинской деятельности.

Положение о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности3 определяет порядок осуществления такого контроля в отношении качества и безопасности названной деятельности (далее, соответственно – Положение, контроль). Контроль осуществляется посредством лицензирования указанной деятельности (ее соответствующих видов), а также посредством проведения проверок в отношении участников медицинской деятельности следующими органами контроля:

  • Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения;
  • Федеральной службой по труду и занятости (в части осуществления федерального государственного надзора за соблюдением нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права);
  • органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в соответствующих сферах деятельности.

К отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля посредством лицензирования, применяются положения Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 30 декабря 2015 г., далее – Закон № 99) и Федерального Закона от 21 ноября 2011 г. № 323 (в ред. от 3 июля 2016 г., далее – Закон № 323). Отметим, что лицензирование медицинской деятельности, осуществляемой на отдельных территориях Российской Федерации, производится с учетом особенностей, предусмотренных частями 5 – 7 статьи 1 Закона № 99.

К отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля посредством проверок, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. от 1 октября 2016 г., далее – закон № 294) и Закона № 323. Уточним, что в отношении участников медицинской деятельности предусмотрено проведение плановых (с установленной периодичностью) и внеплановых документарных и выездных проверок.

Проверки (продолжительностью не более 20 календарных дней каждая, с продлением по мотивированному решению руководителя органа контроля не более чем на 20 календарных дней) проводятся с соблюдением следующих основных требований.

Основанием для проведения проверки служит приказ (распоряжение) руководителя (заместителя руководителя) органа контроля, издаваемый в установленных случаях по согласованию с территориальным органом Прокуратуры Российской Федерации. При проведении проверки проверяющие и проверяемые реализуют права и обязанности, предусмотренные статьями 18 и 21 Закона № 294 (проверяющие – с соблюдением ограничений, указанных в статье 15 Закона № 294). О проведении проверки проверяемые лица уведомляются в порядке, предусмотренном частью 12 статьи 9 и частью 16 статьи 10 Закона № 294.

Содержание контрольных мероприятий определяется исходя из формы проверки, оснований для ее проведения и вида осуществляемой проверяемыми лицами медицинской деятельности.

Так, при проверках соблюдения органами власти (управления), государственными внебюджетными фондами, а также лицами, осуществляющими медицинскую деятельность, прав граждан в сфере охраны здоровья, изучаются:

  • документы и материалы, характеризующие деятельность проверяемых лиц в части соблюдения прав граждан в сфере охраны здоровья;
  • документы и материалы, характеризующие организацию работы по рассмотрению обращений граждан;
  • соблюдение требований федерального законодательства к размещению и содержанию информации об осуществляемой деятельности в сфере охраны здоровья граждан;
  • качество медицинской помощи, оказанной гражданам (посредством экспертизы качества)4.

При проверках соблюдения лицами, осуществляющими медицинскую деятельность, порядков оказания и стандартов медицинской помощи, изучаются:

  • документы и материалы, характеризующие организацию работы и оказание медицинской помощи применительно к требованиям соответствующих порядков (стандартов);
  • документы и материалы, характеризующие рассмотрение и анализ жалоб граждан, связанных с оказанием им медицинской помощи, в том числе сведения о непредоставлении информации о возможности оказания медицинских услуг, наличии лекарственных препаратов и медицинских изделий, включенных в соответствующий стандарт;
  • используемые при осуществлении медицинской деятельности объекты и территории (как правило, методом их осмотра);
  • соблюдение порядков оказания медицинской помощи в части требований к организации деятельности организаций (их структурных подразделений, врачей), индивидуальных предпринимателей, стандартов оснащения, рекомендуемых штатных нормативов, и др.;
  • соблюдение стандартов медицинской помощи в части обоснованности назначения и полноты выполнения медицинских услуг, обоснованности и полноты назначения лекарственных препаратов, имплантируемых в организм человека медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания;
  • качество медицинской помощи, оказанной гражданам5,
    и т.д.

Результаты проверки отражаются в акте, один из которых (с копиями приложений) вручается под роспись уполномоченному представителю проверяемого лица, либо направляется в адрес проверяемого лица заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. При выявлении в ходе проверки нарушений обязательных требований к обеспечению качества и безопасности медицинской деятельности проверяемому лицу, кроме того, выдается предписание об устранении выявленных нарушений (исполнение предписания проверяется в ходе последующих проверок).

* * *

В случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений проверяемое лицо в течение 15 дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующий орган контроля письменные возражения (с приложением документов, подтверждающих их обоснованность). Орган контроля обязан рассмотреть поступившие возражения и дать на них ответ по существу. Результаты проверки, произведенной с грубым нарушением Закона № 294, подлежат отмене вышестоящим органом контроля или судом. Проверяемое лицо также вправе обжаловать – в вышестоящий орган контроля или в суд – действия (бездействие) проверяющих, повлекшие нарушение прав проверяемого лица, а также требовать возмещения причиненного ему вреда в порядке и по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством.

Отметим в заключение, что в настоящее время в суды по фактам ненадлежащего оказания медицинской помощи обращаются, преимущественно, получатели такой помощи, сменившие статус пациентов на статус потерпевших. К слову, в минувшем году более 62 процентов таких исков судами удовлетворено, а гражданам, помимо сумм, взысканных с ответчиков в качестве компенсации морального вреда, возвращено затрат на медицинскую помощь в размере около 73 миллионов рублей.

____________

1 Государственный доклад «Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2015 г.». М.: Роспотребнадзор, 2016 г.

2 См., например, материалы Коллегии Следственного комитета Российской Федерации по вопросам некачественного оказания медицинской помощи, состоявшейся 28 сентября 2016 г. / sledcom.ru.

3 Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2012 г. № 1152 (в ред. от 14 сентября 2016 г.).

4 См. в этой связи приказ Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 1 декабря 2010 г. № 230 (в ред. от 12 февраля 2016 г.), иные аналогичные нормативные акты.

5 См. в этой связи, например, критерии оценки качества медицинской помощи (утв. приказом Минздрава России от 7 июля 2015 г. № 422н).

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter