В первый же рабочий день едва стартовавшего календарного года вступили в силу новые положения федерального законодательства о ликвидации медицинских организаций1. Как отразятся эти нововведения на функционировании системы отечественного здравоохранения? К чему готовиться работникам ликвидируемых организаций – не только, кстати, медицинскому, но и административному, и техническому персоналу? Об этом – в нашем специальном обзоре2.

Ликвидация ликвидации – рознь?

Как следует из только что начавшей действовать статьи 29.1 Закона № 323, медицинские организации3 ликвидируются (а их обособленные подразделения – филиалы, представительства и др. – прекращают деятельность, см. далее) в соответствии с одним из четырех возможных сценариев. Первый из них можно условно обозначить как базовый.

По базовому сценарию (или, если угодно, по «плану «А») могут ликвидироваться медицинские организации, не указанные в частях второй – четвертой статьи 29.1, т.е., в общем случае:

  • медицинские организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти;
  • медицинские организации, случаи и порядок ликвидации каждой из которых установлен соответствующим нормативным правовым актом Российской Федерации.

Такие медицинские организации (их обособленные подразделения) подлежат ликвидации в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом в необходимых случаях особенностей, предусмотренных федеральным законодательством в сфере охраны здоровья (часть первая статьи 29.1 Закона № 323, см. также далее).

Под действие «плана «Б» попадают медицинские организации (их обособленные подразделения) из числа подведомственных исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации либо органу местного самоуправления, не указанные в частях третьей и четвертой статьи 29.1 Закона № 323, т.е. (см. также далее) не являющиеся единственными расположенными в сельском населенном пункте. Решение о ликвидации такой медицинской организации (прекращении деятельности ее обособленного подразделения) принимается при наличии положительного заключения трехсторонней оценочной комиссии. Последняя создается исполнительным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (в том числе для принятия решений по организациям (их обособленным подразделениям), подведомственным соответствующим органам местного самоуправления в составе субъекта) на паритетной основе из представителей:

  • органов власти;
  • медицинских профессиональных некоммерческих организаций (при наличии таковых (далее – МПНО) в соответствующем субъекте Российской Федерации, см. в этой связи часть первую статьи 76 Закона № 323);
  • общественных объединений по защите прав граждан в сфере охраны здоровья (опять-таки, при наличии таковых (далее – ООЗПГ) в соответствующем субъекте Российской Федерации, см. в этой связи части первую и вторую статьи 28 Закона № 323).

Примечательно, что порядок проведения оценки последствий принятия решения о ликвидации медицинской организации (прекращении деятельности ее обособленного подразделения), включая критерии этой оценки, как и порядок создания трехсторонней оценочной комиссии и подготовки ею заключений устанавливаются исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (без обязательного рассмотрения мнений МПНО, ООЗПГ, касающихся проектов соответствующих порядков).

Ликвидация по «планам «В» и «Г» проводится в отношении медицинских организаций, являющихся единственными расположенными в сельском населенном пункте, из числа подведомственных, соответственно:

  • исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации;
  • органу местного самоуправления (в составе соответствующего субъекта).

Решение о ликвидации таких организаций (прекращении деятельности их обособленных подразделений) принимается при наличии положительного заключения трехсторонней оценочной комиссии (см. ранее) и с учетом мнения жителей сельского населенного пункта, выраженного по результатам общественных (публичных) слушаний, проведение которых организуется исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (органом местного самоуправления), осуществляющим полномочия учредителя ликвидируемой организации (о порядке проведения слушаний, определения их результатов см. Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»).

...С вещами – на выход!

Ликвидация любой организации, в том числе и медицинской, оборачивается неотвратимым увольнением для всех ее работников (увы, трудовое законодательство в данном случае беспощадно даже в отношении беременных). Тем не менее, «подсластить пилюлю», то бишь свести к минимуму негативные последствия вынужденного прекращения трудовой деятельности, возможно. Для этого следует прежде всего освежить в памяти сведения о правах увольняемых по рассматриваемому основанию, а заодно, кстати, и об обязанностях работодателя в период, непосредственно предшествующий увольнению и при увольнении.

Итак, вспомним, что расторжение трудового договора по инициативе работодателя допустимо в том числе и в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ)). В случае прекращения деятельности филиала, представительства (иного обособленного структурного подразделения) медицинской организации, расположенного в другой местности, расторжение трудовых договоров с работниками соответствующего подразделения производится по правилам, предусмотренным для случаев ликвидации организации (там же, часть третья).

Особенности прекращения деятельности иных структурных подразделений, расположенных в той же местности, что и головное структурное подразделение организации (например, территориальных (объектовых) медицинских пунктов, кабинетов и т.п.), а равно и деятельности обособленных структурных подразделений при сохранении организации (ее головного структурного подразделения) могут устанавливаться нормативными правовыми актами или (и) учредительными документами. Этими же актами (документами) могут устанавливаться и особенности расторжения трудовых договоров с работниками при прекращении деятельности соответствующих подразделений.

Порядок обязательного участия выборного представительного органа работников (при наличии такового) в рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя, отличный от предусмотренного ТК РФ, может устанавливаться действующим у соответствующего работодателя коллективным договором (часть четвертая статьи 82 ТК РФ). Подчеркнем, при ликвидации организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока проведения ликвидационной процедуры (часть восьмая статьи 43 ТК РФ), в том числе в части локального регулирования вопросов высвобождения работников, выплаты пособий (компенсаций), и др. (часть вторая статьи 41 ТК РФ).

Для обеспечения законности процедуры расторжения трудового договора с работником в связи с ликвидацией медицинской организации (прекращением деятельности ее обособленного структурного подразделения) работодателем должны быть своевременно, полно и точно выполнены обязанности:

  • по предупреждению работников о предстоящем увольнении;
  • по направлению работников (из числа медицинского персонала) на профессиональную переподготовку;
  • по расторжению трудовых договоров до истечения срока предупреждения с работниками (с письменного согласия последних);
  • по выплате выходных пособий (с учетом фактических сроков расторжения трудовых договоров, см. выше);
  • иные обязанности, предусмотренные действующими у работодателя нормативными правовыми актами, коллективным договором (см. также далее).

Прокомментируем изложенное.

Предупреждение работников о предстоящем увольнении по рассматриваемому основанию производится в общем случае не позднее чем за два месяца до установленной даты ликвидации организации (прекращения деятельности ее обособленного структурного подразделения). В отношении лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, сроки предупреждения могут устанавливаться (читай – увеличиваться) нормативными правовыми актами соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (в общем случае – тех, в пределах территории которых осуществляют деятельность соответствующие работодатели, часть вторая статьи 313 ТК РФ).

Кроме того, стандартный срок предупреждения (часть вторая статьи 180 ТК РФ) может быть увеличен действующим у работодателя коллективным договором (см. ранее), но одновременно, по-видимому, следует вспомнить и о том, что в отношении работников целого ряда категорий «нормальный» срок предупреждения – менее двух месяцев. Речь идет, в частности, о работниках, заключивших срочный трудовой договор:

  • на срок до двух месяцев (включительно) – срок предупреждения составляет три календарных дня (часть вторая статьи 292 ТК РФ);
  • для выполнения сезонной работы (но более чем на два месяца, см. ранее) – срок предупреждения составляет семь календарных дней (часть вторая статьи 296 ТК РФ).

Направление медицинских работников, трудовые договоры с которыми расторгаются в связи с ликвидацией организации (прекращением деятельности ее обособленного структурного подразделения) на профессиональную переподготовку осуществляется работодателем во исполнение нормы, предусмотренной пунктом 3 части первой статьи 72 Закона № 323. Такая переподготовка проводится за счет средств работодателя либо иных средств, предусмотренных на эти цели федеральным законодательством.

Следует подчеркнуть, что соответствующая обязанность возникает у работодателя только в отношении медицинского персонала ликвидируемой организации (прекращающего деятельность обособленного структурного подразделения). Направление на переподготовку иных увольняемых по рассматриваемому основанию работников обязательно, если это предусмотрено действующими у работодателя нормативными правовыми актами, коллективным договором.

Выплата увольняемым работникам выходных пособий производится в порядке, размерах и сроки, установленные ТК РФ, действующими у работодателя нормативными правовыми актами, коллективным договором. Стандартный размер такого пособия соответствует размеру двухмесячного среднего заработка. Этот размер увеличивается при расторжении трудового договора до истечения срока предупреждения о предстоящем увольнении (часть третья статьи 180 ТК РФ), в иных случаях, предусмотренных трудовым законодательством (см., например, статью 279, части первую и вторую статьи 318 ТК РФ и др.).

Вместе с тем работникам, заключившим срочный трудовой договор на срок не более двух месяцев, выходное пособие не выплачивается (часть третья статьи 292 ТК РФ). Работникам, заключившим срочный трудовой договор для выполнения сезонной работы, выходное пособие выплачивается в размере двухнедельного среднего заработка (часть третья статьи 296 ТК РФ), и т.д.

Работодателем должны также быть выполнены обязанности по проведению со всеми увольняемыми работниками полного расчета (статья 140 ТК РФ).

* * *

Подытоживая, обратим внимание на некоторые специфические обязанности работодателя, которые он несет в отношении отдельных работников, увольняемых в связи с ликвидацией медицинской организации (прекращением деятельности ее обособленного структурного подразделения). Речь идет, в частности, об обязанности предлагать увольняемым иную имеющуюся работу. Формально такая обязанность возникает у работодателя при инициировании увольнения в связи с сокращением численности (штата) организации (пункт 2 части первой статьи 81 ТК РФ). Однако, как отмечено, то же может быть предусмотрено, к примеру, коллективным договором в отношении медицинских работников организации или их определенной категории (допустим, имеющих непрерывный стаж работы установленной продолжительности в данной организации, и т.п.) и при ликвидации организации (прекращения деятельности ее обособленного структурного подразделения).

В случае получения от увольняемого работника предварительного письменного согласия на трудоустройство в другой местности, например, в головном структурном подразделении вследствие прекращения деятельности филиала (представительства, см. ранее), на работодателя возлагается дополнительная обязанность по возмещению данному работнику расходов на переезд и обустройство на новом месте жительства (статья 169 ТК РФ).

Наконец, на основании письменного заявления увольняемого работника работодатель обязан бесплатно в срок не более трех рабочих дней выдать заявителю надлежаще оформленные (в том числе заверенные работодателем, уполномоченным им лицом) копии приказа (распоряжения) об увольнении, иные документы, связанные с работой у данного работодателя (статья 62 ТК РФ. Подробнее о стандартной процедуре увольнения, ее документировании см. статью 84.1 ТК РФ).

Следовательно, обращаться за копиями документов целесообразно не позже чем за три дня до дня увольнения. Не забудьте об этом, в особенности, если копии таких документов необходимы вам для грядущего трудоустройства или внепланового визита в ПФР.

_______________________

1 Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 29 декабря 2017 г. № 465-ФЗ. Далее - Закон № 465.
2 См. также обзоры изменений в Федеральные законы "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон № 323) и "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон № 61), вступающих в силу в 2018 году.
3 Термин "медицинская организация" применяется нами в соответствии с терминологией, установленной статьей 2 Закона № 323.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter