Фармотрасль продолжает обсуждать законодательную инициативу межфракционной рабочей группы (МФРГ) по совершенствованию законодательства в сфере лекарственного обеспечения граждан и обращения лекарственных средств – «техническое задание» по совершенствованию порядка фармацевтической деятельности. Документ направлен на дальнейшее ужесточение антимонопольных требований, расширение аптечного ассортимента и территориальной доступности аптек, а также усиление контрольно-надзорных функций.

Демонополизация рынка

В целях демонополизации розничного фармацевтического рынка депутаты предлагают ряд ограничительных мер: доля одной аптечной сети не должна превышать 10% в одном субъекте федерации и 3% в целом по РФ.

«Для того чтобы что-то демонополизировать, должна быть, как минимум, монополизация. У нас же крупнейшая аптечная сеть занимает всего около 6% рынка, – утверждает генеральный директор ООО «НЕО-ФАРМ», председатель Координационного совета Российской ассоциации аптечных сетей (РААС) Евгений Нифантьев. – Чуть больше половины всего рынка занимают представители среднего и малого предпринимательства – то есть ни о какой монополизации речи не идет».

При этом 109 аптечных сетей, существующих в РФ, уже превосходят определенные «техническими требованиями» рамки. И хотя розничный фармацевтический рынок в 13 раз меньше, чем продовольственный, по логике законотворцев, его «монополизировали» 109 аптечных сетей, и его срочно нужно демонополизировать.

Наряду с аптечными сетями, предлагается демонополизировать и оптовых дистрибьюторов, определив каждому из них максимальную долю рынка – не более 15% в регионах и не более 5% рынка в целом по РФ.

На сегодняшний день в России есть три основных общеизвестных базовых национальных фармацевтических дистрибьютора («Протек», «Катрен» и «Пульс»), каждый из которых контролируют примерно по 18-19% рынка прямых продаж лекарственных средств. Согласно «техзаданию», им придется сократить объем продаж до 5%.

Система не готова к таким нововведениям, считают участники аптечного рынка. Во-первых, некому будет завозить лекарства в аптеки. Во-вторых, при уменьшении количества отгрузок более чем в 3 раза, вырастут цены на лекарственные препараты, поскольку обработка одной упаковки будет стоить дороже. И, наконец, придется сокращать и выгонять на улицу людей.

Рынок закончится?

Следующее требование «технического задания» – сократить срок отсрочки платежа для аптечных сетей и дистрибьюторов до 60 дней.

Сегодня на российском рынке достаточно большое количество производителей, дистрибьюторы и аптеки. География страны не позволяет исключить дистрибьюторов и обеспечить поставку лекарств напрямую от производителя в аптеки.

«Оборачиваемость в аптеках составляет примерно 60 дней, – поясняет Евгений Нифантьев. – Оборачиваемость на складах – 60-80 дней. Все вместе это – 120-140 дней. Нам предлагают сократить оборот до 60 дней. Если это произойдет, у нас будет глобальный кассовый разрыв на рынке. Сначала «завалятся» аптеки – перестанут платить дистрибьюторам, дистрибьюторы перестанут платить производителям и рынок закончится».

Кроме того, законодатели предлагают установить ограничения на маркетинговые бонусы. Почему бы и нет? Аптеки без маркетинговых бонусов отлично жили. Но есть один нюанс: маркетинговые бонусы есть уже много лет, и, учитывая большую конкуренцию на рынке, все они уже вложены в конечную цену для потребителя. Если их сократить, конечная цена для потребителя вырастет, утверждают участники рынка.

Помимо этого в «техзадании» предлагается законодательно запретить аптекам использование собственных торговых марок (СТМ). Сегодня крупные аптечные сети создают и продают свои биологически активные добавки с целью иметь больше прибыли, для того чтобы препараты известных производителей продавать по более низкой цене для конечного потребителя. Запреты продавать препараты под собственной торговой маркой приведут к удорожанию необходимых для людей лекарственных средств, отмечают эксперты.

Члены МФРГ вновь собираются проработать вопрос о реализации лекарственных препаратов в продовольственных магазинах.

«Такое ощущение, что члены рабочей группы в прошлом году вообще куда-то отъехали из страны и забыли о том, что мы все это уже обсудили, – отметил Евгений Нифантьев, – и даже Русская православная церковь на цифрах объяснила, почему этого делать не нужно. В результате этой затеи конечный потребитель переплатит от 55 до 74 млрд рублей. И то, что будет потеряно аптеками в одном сегменте, по законам рынка перераспределится в другой сегмент».

Социальная ответственность

Законодатели призывают обязать аптечные сети открывать аптеки в малонаселенных коммерчески непривлекательных населенных пунктах в рамках социальной ответственности, при этом не объясняют, что такое «коммерчески непривлекательный населенный пункт». Если это поселение в 100 человек, то непонятно, где там брать фармацевтов, как поддерживать ассортимент.

По мнению экспертов рынка, проблема доступности лекарственных средств для сельских жителей имеет более простое решение. Надо дать возможность фельдшерско-акушерским пунктам отпускать лекарственные препараты по договору комиссии с существующими аптеками. Социальная ответственность предпринимателей и вообще бизнеса – это давать людям рабочие места и в полном объеме платить государству налоги, считают участники рынка. А государство из этих налогов должно делать разветвленную сеть фельдшерско-акушерских пунктов.

Участники МФРГ предлагают также изменить минимальный ассортимент и увеличить его – ни много, ни мало – до абсолютно всех международных непатентованных наименований, которые выпускают российские производители. Наверное, крупные аптеки смогут справиться с этой задачей, но огромное количество небольших аптек не могут себе позволить иметь серьезные рецептурные препараты.

Также предусмотрено правило держать не менее 3 отечественных аналогов на любой импортный препарат в рамках международного непатентованного наименования. Например, у известного препарата «копаксон» компании «Тева» сегодня в России есть три дженерика, и многие больные охотно используют их для лечения. Однако часть пациентов, у которых есть деньги, хотят продолжать лечение «копаксоном». Но чтобы аптека могла отпускать «копаксон», она должна иметь в наличии три его дженерика российского производства, хотя их точно никто покупать не будет, поскольку их выдают бесплатно. Соответственно, и «копаксон», продаваться не будет.

Контроль и надзор

«Техническое задание» вменяет в обязанность аптечным сетям открывать производственные отделы. Но проблема в том, что сегодня у нас нет врачей, которые делают прописи для производственных отделов. И практически не осталось фармацевтов-провизоров, которые умеют по этим прописям делать лекарства. Более того, у нас нет субстанций в малых фасовках для того, чтобы аптеки могли их приобретать. Аптеки, в которых есть производственные отделы, как правило, нарушают закон и покупают реагенты, а потом приходят местные надзорные органы и закрывают эти производственные отделы. То есть, на самом деле, производственные отделы закрывают вовсе не аптеки, уверяют участники рынка.

Следующим пунктом документа законодатели предлагают обязать аптечные сети отдавать 50% полочного пространства под размещение лекарственных препаратов отечественного производства и препаратов низшего ценового сегмента отечественного производства. Но насколько это действительно необходимо? Ведь полочное пространство для российского производителя никто сегодня не сужает, уверяют участники рынка, так как аптекам и аптечным сетям выгодно продавать отечественные препараты, потому что наценка на них, как правило, больше, соответственно, больше и маржа. Кроме того, россисйкие препараты люди покупают охотнее, поскольку цена на них ниже и переключать на них проще.

Еще один важный пункт «техзадания» касается усилению контрольно-надзорной функции государства по отношению к аптекам со всеми вытекающими отсюда последствиями – усиленной проверочной деятельностью, наказанием, отзывом лицензии, оборотными штрафами, введением ответственности для фармацевтов…

«Насколько я понимаю, в межфракционную рабочую группу входят только депутаты, и не совсем те депутаты, которые хорошо разбираются в проблематике производителей, дистрибьюторов и аптечных сетей, – считает Евгений Нифантьев. – Они попробовали сделать работу, но «первый блин» вышел комом. Надеюсь, в результате дальнейших обсуждений разум возобладает, и это «техническое задание» приобретет удобоваримую форму».

 

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter