Специально для портала «ЛекОбоз» маркетинговое агентство DSM Group провело исследованиях фармацевтического рынка и подготовило обзор аптечных продаж спазмолитических средств в 2017 году.

Спазмолитики – лекарственные средства, ослабляющие или полностью устраняющие спазмы гладкой мускулатуры внутренних органов и кровеносных сосудов.
Общие показания применения данных препаратов: устранение спазмов гладкой мускулатуры органов ЖКТ, желче- и мочевыводящих путей, снятие колик, устранение боли при синдроме раздраженного кишечника, гипертонуса, лечение заболеваний сердечно-сосудистой системы.

Спрос на спазмолитики не обуславливается определенным временем года или сезонностью, так как спастическая боль (показание к применению спазмолитических средств) не коррелирует с определенным временным отрезком или сезоном.

8800 001

Объемы реализации

Объем реализации препаратов за 10 месяцев 2017 года составил 9,3 млрд рублей, что на 5,7% больше аналогичного периода 2016 года. При этом с начала отчетного периода (2014 года) просматривается динамика увеличения продаж. Вызвано это не только ценовыми факторами, такими как инфляция, но и ростом спроса.

8800 002

8800 003

Увеличение показателей спроса на спазмолитики, которое наблюдалось в течение 10 первых месяцев 2017 года, обуславливается ростом объемов реализации в упаковках на 1,8% относительно аналогичного периода 2016 года. Объем реализации за последнюю отчетную дату составил 60,2 млн упаковок.

Анализ цен в рамках КГ

На всем анализируемом периоде с 2014 года по октябрь 2017 года просматривается увеличение как закупочных цен, так и розничных. Так, за 10 месяцев 2017 г. прирост оптовых цен составил + 3,8%, розничных – +4,0% относительно аналогичного периода 2016 года. Наценка в 2016 и в 2017 году оказалась выше на 2% по отношению к 2015 и 2014 году. Увеличение связано в первую очередь с ростом доли в объемах продаж импортных препаратов, цены на которые выше, чем на отечественные.

8800 004

Анализ ценовой сегментации за 10 месяцев 2017 года показывает, что набольшую долю в стоимостном объеме продаж (37,2%) имеют препараты со стоимостью выше 500 руб., но при этом в натуральном выражении занимают долю лишь в 9,4%. Наиболее востребованными в натуральном выражении (65,5%) являются спазмолитики со средневзвешенной стоимостью до 150 руб., их доля в стоимостном выражении составляет 19,6%.

8800 005

Ниже представлена таблица, отражающая средневзвешенную цену внутри сегмента: до 150 рублей. Средняя стоимость препарата составляет 45,9 руб./упак, от 150 до 250 руб. – 204,5 руб./упак., от 250 до 500 руб. – 376,5 руб./упак., свыше 500 руб. – 609,2 руб./упак.

Сегмент Средневзвешенная цена внутри сегмента
до 150 руб.         45,9  
от 150 до 250 руб.       204,5  
от 250 до 500 руб.       376,5  
свыше 500 руб.       609,2  

Структура продаж

Соотношение отечественных и импортных препаратов в структуре не сильно поменялось относительно 2014 года. За 10 месяцев 2017 года доля отечественных препаратов составила 43,7% в рублях и 82,0% в упаковках, что выше на 0,6% в натуральном выражении относительно 2016 года. При этом стоимость отечественных препаратов составляет 49,0 руб./упак., импортных – 288,1 руб./упак.

8800 006

С января по октябрь 2017 года доля дженериковых препаратов составила 47,3% в рублях и 72,8% в упаковках, прирост относительно 2016 года составил +1,9% и -0,4% соответственно. Что свидетельствует о росте цен на дженерики в данный период – увеличение средневзвешенной цены составило 9,0%. Средневзвешенная стоимость на дженериковые препараты составила 99,7 руб./упак., на оригинальные – 297,3 руб./упак.

8800 007

Обзор ТОП брендов

На последнюю отчетную дату на рынке присутствовало 73 бренда. ТОП-10 брендов имеют долю 77,4% в рублях и 55,2% в упаковках.

ТОП-10

Бренд

10м 2017 Прирост, % Доля, %
в млн. руб. в тыс. упак. в руб. в упак. в руб. в упак.
1 НО-ШПА 1 922 11 406 -2,7% 3,8% 20,8% 19,0%
2 ДЮСПАТАЛИН 1 324 2 455 6,4% 3,7% 14,3% 4,1%
3 ТРИМЕДАТ 1 177 2 629 32,5% 10,7% 12,8% 4,4%
4 МОТИЛИУМ 832 1 270 -0,8% -8,1% 9,0% 2,1%
5 ДРОТАВЕРИН 405 9 063 23,6% 15,1% 4,4% 15,1%
6 НОВИГАН 348 2 572 -0,9% 8,7% 3,8% 4,3%
7 ГАНАТОН 347 480 29,5% 17,3% 3,8% 0,8%
8 УРОЛЕСАН 325 909 -29,2% 4,6% 3,5% 1,5%
9 МОТИЛАК 239 992 16,7% 2,2% 2,6% 1,6%
10 ЦЕРУКАЛ 224 1 452 12,5% 6,0% 2,4% 2,4%
  Общая доля ТОП-10       77,4% 55,2%

Наиболее востребованным брендом стала «Но-Шпа» с долей рынка 20,8% в стоимостном выражении и 19,0% в натуральном. При этом наиболее востребованным препаратом данного бренда является «Но-Шпа» №24 (таблетки 40 мг). На втором месте находится «Дюспаталин» с долей рынка 14,3% в руб. и 4,1% в упаковках. Препарат, пользующийся наибольшим спросом внутри бренда: «Дюспаталин» N30 (капсулы пролонгированного действия 200 мг).
9 из 10 брендов ТОП-10 показали прирост в натуральном выражении, при этом наибольшее увеличение в натуральном выражении просматривается у бренда «Ганатон» – 17,3%.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter